В профессиональной деятельности лишний раз убеждаюсь в том, что нет плохих детей, к каждому маленькому человеку можно найти свой подход, заинтересовать ребенка и стимулировать его личностный рост. От нас, педагогов, очень во многом зависит, кого мы воспитаем и вырастим.
А еще принципиально важно постоянно работать над собой, самообразовываться, не забывать, что наши дети пока доверяют нам, именно в нас ищут образец, пример духовных, нравственных, моральных качеств. И речь идет не столько о демонстрации и декларировании норм поведения, сколько об освоении этих норм детьми на уровне практического использования. Собственно, основная задача образования и состоит в том, чтобы научить ребенка делать правильной выбор - выбор жизненного пути, собственных решений, выбор слова или поступка.
К сожалению, в наше динамичное и во многом нестабильное время родителям довольно сложно сохранять образцовый облик в общении с детьми. В погоне за стабильной заработной платой или карьерой многие из-за нехватки времени, сил, возможностей и ресурсов не уделяют должного внимания ребенку. А ведь процесс взросления подождать не может. Тем более что мамы и папы помнят свое детство в 80‑е - 90‑е годы и думают: «Ну мы-то выросли как-то без особой родительской опеки, значит, и наши вырастут». И глубоко заблуждаются, «как-то» уже не работает.
Здесь необходимо учитывать ряд особенностей подростковой личности, сформированных спецификой времени и современной жизни, развитием общества и технологий. Так, для сегодняшнего ребенка не существует авторитетов и кумиров. На окружающий мир у него собственный взгляд, который, как правило, с родительским не совпадает. Шантаж, уговоры, Серый волк - любые «традиционные меры воздействия» - никак не действуют. Современный подросток предпочтет учиться, набивая собственные шишки, а не зазубривая готовый материал. И, разумеется, из всех видов познания выберет творческий, креативный подход.
Само собой, и трудности у этого поколения свои - особенные. Например, дети сегодня сильно подвержены самым разным фобиям - это и страх потери близкого человека, и своей смерти, страх быть непризнанным (не набрать лайков), быть затролленным (травля), боязнь и неприятие насилия. Также из-за колоссального количества информации подростки очень быстро устают от учебы, от занятий и могут концентрироваться на чем-то одном лишь очень непродолжительное время. Помимо этого сегодняшние дети - экспериментаторы, желающие «собственноручно» проверить все мифы, - склонны нарушать общепринятые правила, запреты и потом искренне удивляться последствиям.
Но самыми актуальными проблемами современного ребенка специалисты считают агрессию, низкую языковую культуру и слабое здоровье. Известно, что агрессия может быть обоснованной или разрушительной и использоваться с целью защиты или с целью нападения. Она может проявляться в разнообразных формах и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер. На ее формирование у подростка влияют такие факторы, как низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, девиантное поведение, культ насилия в обществе, асоциальное поведение родителей. В таких ситуациях принципиальное значение для ребенка, подверженного агрессии, имеет профессиональная поддержка квалифицированного специалиста, который должен найти подход и заслужить доверие подростка.
Следует также сказать о языковой культуре современного ребенка, которая определяется не столько знанием, сколько пониманием значения слов и образности речи. Но, к сожалению, в наши дни у детей очень скудный лексикон, а главное - пополняется он исковерканными версиями слов из форумов и переписок в социальных сетях, а также сленгом, жаргонизмами и ненормативными выражениями, которые ребенок слышит из уст родителей, с экрана телевизора, на интернет-ресурсах.
Проблема, безусловно, в том, что дети мало читают. Это негативное последствие целого набора социальных явлений, например, отсутствия культуры семейного чтения книг дома или активной цифровизации и тенденции переводить любую информацию в видеоряд. Зачем ломать глаза над книгой, если скоро снимут кино? Попробовать как-то повлиять на данную ситуацию могут только взрослые - читать хорошую литературу сегодняшним детям, читать вместе с ними, читать и свои любимые, и современные книги. Так, в своей работе я часто пытаюсь через сказкотерапию вовлечь детей в образный мир художественного слова, которое хранит то самое сокровенное и доброе, что необходимо и важно для формирования гармоничной личности ребенка.
Ну и, наконец, здоровье детей и подростков всегда является своеобразной лакмусовой бумажкой состояния любого общества и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередного внимания. Здоровье молодежи определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Поэтому современные образовательные организации призваны выполнять не только воспитательную и учебную деятельность, но и максимально заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей.
Поведение ребенка всегда связано с семейными отношениями, успехами в школе, особенностями взросления и установления доверительных, дружеских отношений со взрослыми людьми и ровесниками. При работе с детьми современным педагогам следует самым серьезным образом учитывать все особенности сегодняшнего подростка, а также все факторы, влияющие на формирование и развитие детей. Своевременно заметить проблему, оказать конкретную помощь, поддержать детей и их родителей на сложном этапе взросления и становления личности - основная, на мой взгляд, задача специалистов любого образовательного учреждения.

Лусине ГРИГОРЯН, педагог-психолог школы №1078