среда, 8 апреля 2020 г.

Чем библиотеки могут занять население в период карантина



В связи с карантином многие библиотеки перешли на дистанционное обслуживание. Сейчас эта тема актуальна, думаю, и в дальнейшем в век информационных технологий дистанционное библиотечное обслуживание станет нормой. Многие библиотеки уже успешно применяют такую форму обслуживания, однако пока она не получила широкого распространения. К тому же для этого не созданы нормативная, методическая и правовая базы.
Библиотекари могут работать, как на дому, так и в библиотеке. Если честно, то работы в библиотеках много, сейчас многие библиотеки занимаются штрихкодированием, ретроконверсией — переводим традиционные печатные каталоги в электронную форму. А также оцифровываем книги, публикации — создаем электронные версии печатных книг, публикаций и сохраняем их в одном из цифровых форматов. Также в Год памяти и славы, 75-летия Победы самое время продолжить поисковую работу, порой такая работа приводит к неожиданным результатам, смотрите: «Как поисковая работа библиотекаря привела к Герою Советского Союза»
Карантин — самое время для такой работы. Но чтобы нас пользователи не забывали, мы можем работать с ними удаленно.
И вот, как могут работать библиотеки в удаленном режиме.
Библиотеки раскрывают фонд библиотеки, дают полезную информацию на своих сайтах, блогах, ведут на своих страницах в социальных сетях (Facebook, Instagram, YouTube, ВКонтакте и других), мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber и других). Не стоит копировать информацию с других ресурсов и размещать на своих страницах. Нам нужно давать новую информацию из книг, журналов.
Предлагаю 10 способов виртуальных услуг.
1. ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА
Библиотеки выполняет все виды библиографических справок по запросам пользователей на основе печатных каталогов, электронного каталога и фондов своей библиотеки, электронных каталогов других библиотек, а также полнотекстовых ресурсов и электронных библиотек Интернета (Национальная электронная библиотека, КиберЛенинка — научная электронная библиотека и др.).
Для этого надо на сайте, блоге или в соцсетях закрепить постоянную рубрику «Спроси библиотекаря», «Виртуальная справочная служба», где пользователь в комментариях может задать вопрос, а библиотекари дают развернутый ответ с обязательными ссылками. Примеры: https://kitap.tatar.ru/ru/ask_librarian/ , http://blogslava.ru/?p=2970
2. ВИРТУАЛЬНЫЕ КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
Виртуальные выставки служат средством наглядной демонстрации библиотечного фонда. Они, как и традиционные выставки, могут быть классифицированы по ряду признаков:
  • По содержанию — универсальные, отраслевые, тематические, персональные;
  • По целевому назначению — в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;
  • По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов — новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;
  • По срокам функционирования — постоянные, длительные, кратковременные;
  • По видам изданий — книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.), мультимедийные приложения;
  • По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.

Существуют различные способы демонстрации виртуальных выставок, назову несколько:
  • Можно просто написать статью о подобранных книгах, с обложками книг, цитатами, кратким содержанием, рассказать, что понравилось в подобранном произведении лично библиотекарю.
  • Обзор книжной выставки можно записать на видео, где библиотекарь, сидя за столом или стоя у книжной выставки, подробно рассказывает о книгах.
  • Если вам сложно говорить перед веб-камерой, то можно сделать презентацию с закадровым голосом, текст можно читать по бумаге. Мне нравится записывать видеоролики с помощью простейших программ Camtasia Studio 7 (скачать её можно здесь: http://camtasia_studio.download-windows.org/camtasia-studio-7 ) и PowerPoint (эта программа есть во всех компьютерах). Очень удобный способ быстро и без особых усилий превратить ваши слайды, сделанные в программе PowerPoint в видео ролик. После того, как установите на своём компьютере программу Camtasia Studio 7 можно начинать делать презентацию в PowerPoint . В этом видео подробно рассказывается, как записать презентацию с голосом:

    С помощью этой программы можно читать стихи, а на презентации будут соответствующие стихотворению картинки.
    О других выставках: интерактивных, виртуальных, поющих, звучащих; создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисе Thinglink для вставки в блог/страницу в социальной сети и другие подробные методические указания по созданию виртуальных выставок смотрите здесь: http://libkrasnodar.blogspot.com/2017/03/blog-post.html .
    3. БУКТРЕЙЛЕРЫ
    Буктрейлеры (короткие видеоролики не более 3 минут) — это тоже вариант рассказа в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов — реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
    Классификация
    По способу визуального воплощения текста:
    • игровые (мини фильм по книге);
    • неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
    • анимационные (мультфильм по книге).
    По содержанию:
    • повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
    • атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
    • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

    Этапы создания:
    1. Выбрать книгу
    2. Посмотреть примеры буктрейлеров.
    3. Написать раскадровку к ролику. Найти иллюстрации, видеоматериал. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги.
    4. Записать аудиоматериал.
    5. Объединить имеющиеся аудиоматериалы в ролик.
    6. Просмотреть получившийся буктрейлер.
    7. Разместить буктрейлер в сети Интернет.

    К примеру, посмотрите, какие мы сделали буктрейлер к производственному роману Артура Хейли «Колёса» .

    Буктрейлер по истории создания одной пьесы — музыкальной комедии.

    4. ПРОЕКТЫ «ПЕРСОНА», «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА»
    Проект «Персона»
    В проекте \ рубрики «Персона» можно на страницах сайта, блога, соцсетях рассказывать о знаменитых людях не только прошлого века, но и современного 21 века, которые прославили свою республику, край, область, сделали многое для своего региона.
    В этом проекте также можно рассказывать об орденоносцах вашего села, города. На сайте «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/ если ввести в поисковую строку в разделе «Герои войны» — «Место рождения» — «свои республику, район, город, село или деревню» (https://pamyat-naroda.ru/heroes/), то можно увидеть большое количество уроженцев вашего города, села, деревни. Многие из них награждены медалями и орденами в годы Великой Отечественной войны, в приказах, наградных листах написано, когда и за какие подвиги им присуждены ордена и медали, описан, как проходил их боевой путь. Среди односельчан есть те, кто получил ордена за трудовые подвиги, в нашем селе их 5 человек получили. Думаю, соотечественникам будет интересно узнать о подвигах своих героев.
    Проект «Живая история села»
    Не все библиотеки на своих сайтах ведут раздел «Краеведение», самое время начать. В нашей библиотеке, как и во многих других, ведется история нашего села и близлежащих сёл и деревень, собранная старожилами, неравнодушными односельчанами, историками, используются публикации районных газет. К примеру, в районной газете «Новая Кама» в 1963 году была опубликована статья, рассказывающая о прошедших событиях в нашем селе 200-летней давности. Эту информацию нужно оцифровать и размещать на своих страницах, выставлять их в соцсетях на библиотечных страницах с хэштегом #историясела, #Живая_история_села_(название села). А я мечтаю, издать книгу по истории села, как в электронном, так и в книжном варианте. Работа в этом направлении уже ведётся.
    5. ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
    Мне очень нравится, как читает стихи российский телеведущий, продюсер и режиссёр Владимир Глазунов, на его канале YouTube 111 тыс. подписчиков, см. https://www.youtube.com/channel/UCZTdBCjt0g-PdNtBY4-Sg4Q/videos?view=0&sort=dd&shelf_id=1.
    «Владимир Глазунов уже несколько лет выступает в качестве чтеца современной поэзии, причём делает он это так, как никто другой. На сегодня, его называют одним из лучших чтецов. Можно сказать, что благодаря и ему, вновь возрожден этот жанр...» («Эхо Москвы»)

    Многие библиотекари прекрасные чтецы, они не только хорошо декламируют, но и поют под собственный аккомпанемент. Среди читателей тоже есть хорошие декламаторы. Было бы хорошо записать их выступление на видео и разместить на своих страницах сети Интернет.
    6. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
    В последнее время мы всё время куда-то бежим, чем-то вечно заняты, нам не до детей. У нас появилась возможность пообщаться со своими детьми, внуками, а у детей возможность получить море внимания со стороны взрослых. Если у вас есть маленькие дети, внуки, умненькие, обаятельные маленькие читатели, то вы можете создать целую серию видеороликов «Как сделать чтение увлекательным занятием», применяя различные способы:
    • Поменяйте имя главного героя на имя вашего малыша. Тогда история приобретет личный характер, ребенок лучше запомнит содержание книги.
    • Озвучьте рассказ. Не читайте монотонно, меняйте интонации, подражайте голосам животных, звуку машин и т. д.
    • Задавайте вопросы. Во время чтения задавайте ребенку как можно больше вопросов.
    • Прерывайте чтение. Любимые книги дети просят читать постоянно, в итоге знают произведение наизусть. Прервите чтение, пусть он дальше продолжит или закончит фразу.
    • Подробно объясняйте, что изображено на каждой иллюстрации. Называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей. Таким образом, книжные герои могут помочь самым маленьким детям развить умение наблюдать.
    • Намеренно ошибайтесь, называя неправильно имя героя, подождите, когда вас ребенок поправит.
    • Отступайте от текста. Просите ребенка сочинить дальнейшее развитие сюжета. Так его воображение будет развиваться, словарный запас увеличиваться, а также ребенок научится принимать решение в различных ситуациях.
    • Разыграйте сценки из книг. К примеру, покажите, как тянете репку. Чем больше мы вкладываем в чтение малышу, тем большую отдачу получаем.

    Здесь предлагается 25 увлекательных способов, как можно играть с книгой: http://blogslava.ru/?p=5000
    Здесь приведены не менее интересные игры: «Литературный герой», «Игрушки в стихах», «Угадай строчку», «Литературная дуэль», «Книжный аукцион», «Книжная эстафета». Подробнее смотрите здесь: http://blogslava.ru/?p=4606
    7. ВИДЕО-МАСТЕР-КЛАССЫ
    Сейчас, даже маленькие дети снимают различные видео и размещают их в соцсетях. В Интернете множество онлайн-курсов от кулинарных до занятий фитнесом. Почему бы и нам не начать создавать такие курсы? К примеру, если вы ведёте кружок кукольный театр, то снимите видео, как надо правильно надевать куклу на руку, как её управлять, как она должна появляться\уходить, двигаться, брать предметы и т.д.
    Можно на видео записать, как вы проводите опыты по книгам, к примеру, по книге «Большая книга экспериментов», в которой описано более 200 интереснейших и безопасных экспериментов, которые ребенок может провести самостоятельно. Описание опытов наглядно проиллюстрировано.
     
    Если при библиотеке работает клуб для людей пожилого возраста, то можно для них размещать различные видео, к примеру, гимнастика для мозга, развития памяти, для глаз, точечный массаж и т.п.
    С добрым утром, малыши!

    У нас появилась возможность проявить себя в роли телеведущих. В нашей библиотеке есть куклы главных героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» — это пёс Филя, зайка Степашка, поросёнок Хрюша, ворона Каркуша. Если у вас нет, то с лёгкостью можно сделать героев из мягких игрушек или заменить другими персонажами.
    Назовём нашу передачу «С добрым утром, малыши!». Сценарии кукольного спектакля нашей утренней «телепередачи» можно написать по детским книжкам или придумать самим, сюжет может состоять из поучительной истории на морально-воспитательную тему. Библиотекарь — ведущий передачи, он объясняет, что нужно делать и как надо себя вести в той или иной ситуации. В конце передачи показать мультфильм, снятый по произведениям детской литературы (дать ссылку). Здесь дана прекрасная подборка таких мультфильмов: https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Мультфильмы_по_литературным_произведениям_по_авторам .
    Видео мне нравится монтировать в простой программе Киностудия Windows Live — это программа для Windows создает/редактирует мультимедию: видео, аудио и изображения. Скачивая программу, обратите внимание на то, какая версия Windows используется на компьютере (32-разрядная или 64-разрядная). Разрядность должна совпадать.
    8. СЕТЕВЫЕ АКЦИИ, КОНКУРСЫ
    Можно проводить различные акции, конкурсы с хэштегом и ключевым словом — #читаемдома.
    К примеру, можно провести сетевые акции или конкурсы на следующие темы:
    • «Пойман за чтением», «Мама, почитай!», «Читают все: и ребята, и зверята!» — конкурс фотографий. Попросить пользователей прислать фотографии, как они проводят свой досуг с книгой.
    • «Домашний спектакль» — семье показать видео — отрывок из какого-нибудь произведения или сказку.
    • «Мой рейтинг книг» — написать 10 лучших книг, которые читатель рекомендует для прочтения другим.
    • «Я люблю тебя!» — конкурс на лучшее признание книге.
    • «Голоса любимых книг» — озвучить книгу, читая текст, используя различные шумы, звуки.
    • «Книга в моей жизни» — конкурс на лучшее сочинение.
    • «Книжный совет» — посоветуй книгу — выиграй приз!
    • «На лучший библиотечный слоган» — придумать слоган, девиз, призыв в пользу чтения, книги, библиотеки.
    • «Актёрское мастерство» — изобразить книжного героя с помощью мимики и жестов.
    • «Книжный натюрморт» — нарисовать или составить композицию с книгой.
    • «Читаем сказку» — конкурс на лучшего чтеца сказок.
    • «Литературная премия читателя» — читатели присуждают свою премию полюбившим прочитанным произведениям.

    Смотрите также «Организация конкурсов в библиотеке», где можно подчерпнуть другие, не менее интересные идеи для конкурсов: http://blogslava.ru/?p=4521
    9. ОПРОСЫ, ОНЛАЙН ТЕСТЫ И ВИКТОРИНЫ
    Сервис Playbuzz является замечательным универсальным бесплатным инструментом для создания коротких презентаций, оригинальных видеороликов, опросов, онлайн тестов и викторин. Это оригинальная онлайн-платформа, которая может во многом пригодиться библиотекарям, имеющим свои сайты для размещения интерактивного контента.
    Квизы — небольшие викторины
    В последнее время активно набирают популярность квизы — это небольшие викторины. Они вовлекают пользователя в игру. Суть — пользователь проходит простой тест, после чего вы предлагаете решение, которое закрывает его потребность. Результат высвечивается сразу или присылается на почту, а после получения его можно опубликовывать в социальных сетях.
    Пользователю должно быть интересно с вами, он не должен устать — оптимальным будет 7−15 вопросов на квиз, не больше. Создать простую викторину, в которой пользователю необходимо выбрать правильный ответ, можно бесплатно в сервисе Playbuzz. Перед созданием теста обязательно продумайте тему теста, вопросы и варианты ответов. А также уделите внимание креативности подачи материала, ведь скучные и однообразные задания не привлекут пользователей.
    Как работать в сервисе Playbuzz подробно описано здесь: https://www.booksite.ru/forum/knigi/playbuzz.pdf .
    Для примера, викторина на тему «хоккей», которую я создала в сервисе Playbuzz и разместила на своей странице ВКонтакте:
    Опросы, тестирование
    Опросы, тестирование можно проводить в социальных сетях.
    «Блиц-опрос» — задавать вопросы можно как по одной книге, так и по произведениям одного автора.
    «Тест» — задать вопросы по литературе или по одной книге, автору и дать три-четыре варианта ответа, один из них правильный.
    Как сделать опрос в Инстаграме
    В самой популярной социальной сетью в России Инстаграм можно провести опрос с помощью специального приложения. Чтобы добавить опрос, нужно запустить его приложение. Смотрите видео, как это делается:

    Как сделать опрос в группе «ВКонтакте»

    Как сделать опрос на Facebook смотрите здесь: https://biznesvid.ru/smm/kak-sozdat-opros-na-facebook.html
    10. КНИЖНЫЙ ШИФР
    Любознательным пользователям можно предложить поломать голову, расшифровывая закодированные слова, используя книжный шифр.
    В одном фильме, видела, как разведчики с помощью книги, журнала шифровали слова. В зашифрованном тексте были одни цифры. К примеру, 123.24.07, где 123 — номер страницы, 24 — номер строки, 07 — номер буквы или слова. Ключ-разгадка — книга или журнал.

    В качестве шифра может использоваться какой-нибудь текст. Тогда может использоваться указатель на номер слова в строке, или даже на определенные буквы. То есть существует какой-то текст-ключ. Отправитель шифра и получатель должны знать, какой текст используется в качестве шифра. Можно сделать указатель либо на отдельную букву, либо на слово. Сделаем указатели на буквы. Зашифруем слово «книга».
    Для примера, возьмём стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

    Зашифрованный текст: 4/1, 1/6, 1/5, 2/6, 1/7.
    Числитель дроби — номер строки (начиная отсчет сверху), знаменатель — номер буквы в строке (слева направо).

    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман;
    Но в нас горит еще желанье;
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    Мы тоже можем шифровать какие-то слова, цитаты и предлагать пользователям отгадать их, дав текст-ключ.
    Есть книжные игры для заядлых читателей, к примеру, смотрите здесь: https://www.livelib.ru/games.
    В заключение хочу сказать, что только от вас зависит, как вы проведете этот непростой и непривычный для нас отрезок времени. Давайте проведём его с пользой и для себя, и для читателей. Сейчас людям, как никогда нужны позитивные новости.
    А чем вы занимаетесь во время самоизоляции?

    3 комментария:

    1. Очень интересные идеи, использую при составлении плана на новый учебный год. ОГРОМНОЕ СПАСИБО! ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ������ Наталия Иглина. Майкоп. "Лицей 35"

      ОтветитьУдалить
    2. Спасибо огромное.Много полезной и интересной информации в направлении работы современного уровня взаимодействия с читателями. Обязательно возьму на вооружение и поделюсь с коллегами. Желаю Вам творческих успехов в реализации задуманных планов.

      ОтветитьУдалить
    3. Спасибо. Натолкнули на новые идеи в работе. Удачи!

      ОтветитьУдалить