«От школьной библиотеки – к информационно-библиотечному центру: опыт реализации»
12 августа 2016 г. в КГАОУ «Краевой центр образования», одном из наиболее крупных общеобразовательных учебных заведений Дальнего Востока России и участника формирования единого образовательного пространства средней школы Российской Федерации (http://xn--27-6kcaa3dhmm1hb.xn--p1ai/portal/) прошла Межрегиональная научно-практическая конференция.
В работе конференции приняли участие представители субъектов Российской Федерации: Еврейской автономной, Амурской и Сахалинской областей, Приморского края, Республики Саха (Якутия), представители всех 19-ти муниципальных образований Хабаровского края, всего порядка 200 человек.На конференцию приехали руководители, заместители руководителей, специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, члены муниципальных команд по введению ФГОС, методисты по учебным фондам районных информационно-муниципальных центров, руководители школьных информационно-библиотечных центров, заведующие школьными библиотеками, педагоги-библиотекари, библиотекари, представители учреждений высшего образования.
Целью конференции стало обсуждение модернизации школьной библиотеки и трансформация её в информационно-библиотечный центр как ключевого элемента новой инфраструктуры образовательной организации, обсуждение возможностей и перспектив развития информационно-библиотечных центров в Хабаровском крае, а также подведение итогов деятельности федеральной стажировочной площадки по данному направлению.
Выступая пленарном заседании заместитель министра образования и науки Хабаровского края Александр Михайлович Король отметил: «В Хабаровском крае результаты инновационной деятельности системы образования позволили с 2011 года участвовать и побеждать в инвестиционных программах и проектах на получение федеральной субсидии в рамках ФЦПРО на распространение в регионах опыта края по развитию государственно-общественного управления, распространение моделей успешной социализации детей, внедрению стандартов для детей с ОВЗ, апробацию профессиональных стандартов педагога, педагога-психолога. В 2016 году край вновь стал победителем конкурсного отбора в числе 24 субъектов Российской Федерации по направлению "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» в Хабаровском крае. Проект реализуется по трем основным направлениям:
- Обновление содержания образования, которое предусматривает разработку концепций модернизации всех предметных областей, поддержку региональных программ развития образования, сетевых методических объединений и профессиональных ассоциаций педагогов;
- Обеспечение модернизации содержания и технологий в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Развитие школьных библиотек».
Затем Александр Михайлович вручил дипломы победителю и призерам краевого конкурса «Лучший информационно-библиотечный центр–2016», который проводился в преддверии конференции с целью развития и поддержки инновационного опыта ИБЦ общеобразовательных организаций, расположенных на территории Хабаровского края, продвижения технологий формирования и развития информационной и читательской культуры учащихся и педагогов, поддержки и развития традиций чтения, воспитания активного пользователя информационно-библиотечных центров, повышения престижа ИБЦ в сфере образования.
Победителем конкурса стал информационно-библиотечный центр МОУ СОШ № 32 г. Комсомольска-на-Амуре, в котором работает педагог-библиотекарь Е.В. Блещавцева.
Призеры конкурса:
- информационно-библиотечный центр МБОУ гимназии № 45 г. Комсомольска-на-Амуре, педагог-библиотекарь Е. Ю. Чурсина;
- информационно-библиотечный центр МБОУ СОШ № 6 г. Амурска Амурского муниципального района, заведующая библиотекой Л.И. Шилинцева;
- информационно-библиотечный центр МБОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре Николаевского муниципального района, педагог-библиотекарь Е.Г. Павлова.
Александр Михайлович поздравил их с победой и выразил надежду, что опыт лучших информационно-библиотечных центров Хабаровского края найдет последователей и будет способствовать модернизации школьных библиотек. Лучшие информационные центры были награждены дипломами и специализированным оборудованием.
Большой интерес у участников конференции вызвал доклад президента РШБА Т.Д. Жуковой о роли библиотеки как зоны опережающего развития современной школы.
Татьяна Дмитриевна отметила, что главная компетенция сегодня – образование на протяжении всей жизни, что школьная библиотека в XXI веке – это активный центр конструктивистского обучения, ядро школьной педагогики, учебная лаборатория, а библиотекарь должен стремится стать «первым среди равных», он должен построить вокруг себя информационно-обучающее пространство и держать руку на пульсе важнейших событий.
Директор научной библиотеки ФГОУ ВПО «Хабаровский университет экономики и права», канд. пед. наук Ю.В. Потехина акцентировала внимание на требованиях к кадровым ресурсам информационно-библиотечного центра школы и основных процессах, выполняемых библиотекой университета с помощью новых информационных технологий.
Очень интересным было выступление методиста КГАОУ «Краевой центр образования» О.Е. Хмары. В июне 2016 года на базе этого образовательного учреждения был организован региональный ресурсный информационно-библиотечный центр. Его цель – создание условий для сетевого взаимодействия и объединения усилий информационно-библиотечных центров образовательных организаций Хабаровского края. Ольга Евгеньевна рассказала об основных направлениях деятельности и о планах.
Опытом преобразования школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр поделилась заместитель директора МБОУ лицей «РИТМ» г. Хабаровска Н.К. Ворошилова.
Методист по учебным фондам МБОУ «Районный информационно-методический центр» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Е.Г. Силантьева рассказала об изменившемся предназначении библиотеки, преобразованной в информационно-библиотечный центр, о первых результатах его деятельности, о развитии партнерских отношений с местными муниципальными учреждениями культуры, родительской общественностью, библиотечным сообществом.
В заключение пленарного заседания выступила педагог-библиотекарь, руководитель информационно-библиотечного центра МБОУ гимназия №45 г. Комсомольска-на-Амуре. Е.Ю. Чурсина. Она поделилась успехами в развитии сетевого сотрудничества, в создании авторского электронного информационно-образовательного контента различных типов, более подробно остановилась на расширении сферы услуг, которые предлагает ИБЦ – электронной книговыдаче, «Мобильной библиотеки МТС», мини-типографии для выпуска школьной газеты и др.
После пленарного заседания начали работу дискуссионные площадки по разработке «дорожной карты» будущего школьной библиотеки, которая проходила в форме организационно-деятельностной игры «Лабиринт-поиск» (автор – доцент кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования Л.Л. Беляева (https://sites.google.com/a/ippk.ru/odi-labirint-poisk/home).
Участники конференции отметили, что в условиях развития системы общего образования должно меняться содержание работы школьных библиотек, возрастать их влияние на обеспечение результатов образовательной деятельности. В образовательных организациях библиотека особенно востребована как место обмена актуальными педагогическими методиками, а также является пространством развития педагогов. Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных форм и видов, школьная библиотека должна воспитывать квалифицированного читателя, обладающего критическим мышлением, умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации. Все это требует обновления системы организации деятельности школьных библиотек.
Организационный комитет конференции уверен, что подобные мероприятия становятся значимыми событиями не только для специалистов школьных библиотек, но и для всего педагогического сообщества региона, помогают оценить современное состояние отрасли и обсудить последние образовательные тенденции, и самое главное, переосмыслить свое отношение к профессии и изменить взгляд на профессию педагога-библиотекаря в современном информационном и будущем цифровом обществе.
Л.П. Кармановская, методист отдела учебно-методической литературы Хабаровского краевого института образования
Е.В. Цвинская, начальник отдела учебно-методической литературы Хабаровского краевого института образования
Комментариев нет:
Отправить комментарий