ЭССЕ
педагог-библиотекаря МБОУ «Томторской
СОШ
им. Н.М. Заболоцкого» Оймяконского улуса
(района) РС (Я)
Томской Миры Григорьевны
Школа без хорошей библиотеки
также противоестественна,
как квартира без кухни.
Андерсон Я.А.
Каждому человеку, переживающему и
размышляющему об истории культуры, о состоянии духовности сегодня и завтра,
небезразлично Духовное наследие и сама Личность академика Сергея Дмитриевича Лихачева.
И архиважными для нашей многоаспектной работы являются следующие его мысли: «Несмотря на чудеса техники, библиотека и по
сей день остается главным двигателем всякой образованности…».
Не только книгами и
советами, но и действенной помощью детям, педагогам, родителям характеризуется
моя педагогическая деятельность, которая является продолжением дела нашего
рода.
Заслуги и благотворительные дела всем известного якутского
(оймяконского) купца 1 гильдии, мецената образования Кривошапкина Николая
Осиповича особенно дороги и бесценны для нас, так как моя мама Кривошапкина
Пелагея Николаевна – его родная внучатая племянница. И по ее завету создан
Благотворительный фонд Аргуновых – одной из направлений является вручение именной
стипендии к 1 сентября – ко Дню знаний, студентам из малообеспеченных семей.
Глава нашей педагогической династии и гордость нашего
рода - мой дорогой отец, Аргунов Григорий Лонгинович, родом из Таттинского улуса.
В далеком 1939 году он был направлен в богом забытый
Оймякон учителем математики и физики. Из 30 проработанных лет в сфере
образования 17 лет являлся директором (в то время заведующим) сельских школ и
открывал школы в самых отдаленных уголках Оймяконья. Отрадно отметить, что
представители трех поколений нашей педагогической династии продолжают вносить
сегодня свой вклад в развитие образования республики.
Сегодня школа и
библиотека неразрывно связаны между собой. Библиотекарь так же, как и учитель,
образовывает и воспитывает школьников. Все это повышает планку требований к его
профессиональным и личностным качествам. Я работаю в школьной библиотеке 29 лет и твердо уверена, что все, что
происходит в школе, имеет к библиотеке самое прямое отношение.
В далеком 1990 году привычно
перелистывая «Литературную газету», я обратила внимание на небольшую статью
академика Д.С. Лихачева «Свет Александрийской библиотеки». Лихачев написал в той статье о своем искреннем
удивлении и восхищении оперативности исполнения его запроса работниками
библиотеки Центра Помпиду во Франции, когда буквально за несколько минут на его
мониторе появилась полная библиография по Борису Пастернаку: «В нашей стране на его собирание
потребовался бы год как минимум... Через космос должен идти не сбор секретных
данных, а обмен культурными ценностями… Значит, вопрос в том, чтобы составить
во всем мире единую кодовую систему и шифр к ней. Наши библиотеки должны
включиться в эту систему…». Эти строки двадцатисемилетней давности, поистине со стратегическим видением будущего
страны, сегодня воплощены в реальную
повседневную нашу жизнь.
Эта небольшая статья под названием «Свет
Александрийской библиотеки» сподвигла меня на этот титанический труд – создание
в родной школе медиатеку. Здание, как пристрой к школе, построено с 2000-2004
год по инициативе и непосредственном практическом участии нашей семьи, была включена
в провозглашенном Николаевым М.Е. Первым президентом РС (Я) в республиканское
движение «2000 добрых дел 2000 году» и «Моя Якутия в XXI веке» (руководитель
Емельянов И.С.) при поддержке МО «Оймяконский улус(райо) - главы Местникова
В.А.
Наша новая медиатека удовлетворяет интересы учащихся
всех возрастных групп по проведению свободного времени, включению в процесс
чтения, вниманию к книге как источнику всех наук. Стремлюсь создать атмосферу, где и дети, и
взрослые могут получать информацию о собственной культуре, языке и истории. Культура
является динамичной силой, которая способна развивать экономический потенциал и
сохранять единое пространство культуры:
Забыв родной язык,
Я онемею.
Утратив русский,
Стану я глухим!
Р.Гамзатов
Сможем
ли мы сделать процесс чтения желанным и радостным для уча-
щегося?
И сегодня не потеряли свое значение слова Константина Федина о чтении: «Как лес нельзя узнать, не углубляясь в
него, а только поглядев на него издали или пройдясь по опушке, так и книга не
принесет тебе радости познания, если ты не научишься углубляться в чтение».
Пропагандируя ценность чтения и книги, активизируя
художественное осмысление произведений, в творческом союзе с учителями русского
языка и литературы: заслуженным учителем РФ Бояровой М.П., отличником
образования РС (Я) Баранхеевой Л.Ф., а также молодыми учителями Ючюгейской СОШ –
моими племянниками Аргуновыми, сестрой Полиной Григорьевной разработали проект, который
проводим по сей день как улусный конкурс «Знаток русской словесности» (l-й в 2004г., 2-й в 2007г., 3-й в 2010г.,
4-й в 2011г., 5-й в 2013 г., 6-й в 2015 и 7-й в 2017г.)
Тут уместно напомнить о том, что в этом году в программе включено «Виртуальное
путешествие по Александрийской библиотеке» к 25-летию воссоздания новой
Библиотеки Александрины.
Нельзя не отметить о давнем сотрудничестве с улусной
библиотекой, которое позволяет расширить горизонты работы с читателями. Также особое
внимание уделяется просвещению родителей, учащихся и семейному чтению. Так,
Д.С. Лихачев отметил, что «литература…
служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами
сердца людей – одним словом делает вас мудрыми».
Еще в
начале работы задалась мыслью о том, что без семейного чтения будет очень
трудно сформировать читателя, привлекать детей, продвигать чтение. Тут
ориентиром в работе стали слова-мысли,
выводы талантливого педагога XX века Василия
Александровича Сухомлинского: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет
пустой». Проводились в классах такие праздники-встречи, как «Папа, мама, я –
читающая семья!», которые переросли в поселковый конкурс читающей семьи. На всеобуче родителей состоялись
встречи-диалоги с мамами, осмысление особой роли их участия-поощрения домашнего
(семейного) чтения, также в повышении
эффективности мероприятий по развитию своих детей. Ведь книга в руках
матери – главная воспитательная сила и то, что открылось ребенку со страниц
книги, прочитанной ему мамой в раннем детстве, становится частью его, навечно
ассоциируется с теплотой материнского голоса. Пробуждается у ребенка
самостоятельная мысль, эмоциональная связь, которая запоминается на всю жизнь,
развиваются творческие способности. Мы эту истину подтвердили с реальной жизнью
замечательной семьи. И вот на VII-м улусном конкурсе
«Знаток русской словесности!» среди команд близлежащих сельских СОШ ввела
конкурс «Лучший отзыв на авторскую
книгу» номинацию «Почему я советую прочитать именно эту…». Заранее выбрали книгу
нашей читающей матери-заведующей литературно-краеведческим музеем школы,
заслуженного учителя Российской Федерации, Почетного гражданина Оймяконского
улуса, которая будучи учителем русского языка и литературы занимается
краеведением более полувека. Увлеченная чтением читающая семья Слепцовых, где с малых лет и отец
Спиридон Васильевич, и мама Мария Поликарповна привили своей дочке Снежане, сыну
Спиридону безграничную любовь к Книге. Они
авторы и составители многих книг: «Я
расскажу вам об Оймяконе», «Лабынкыр – озеро легенд», «Умайар кутаа курдук»,
«Мой край, воспетый музой страдания и любви». «Учугэй да этэ Учугэйгэ!», «Лабынкыр
– сердце Оймяконья», «Под небом Оймяконья»,
«О, Север – век и миг!» Варлам Шаламов»; «75-летию АЛСИБ «Оймякон –
история и судьбы» и многие другие…
Обязателен в конкурсе девиз «Чтение – лучшее
учение!». Пушкин - это имя, этот звук наполняет многие сердца
и умы в каждой семье во всем мире. Номинация
«Сказку эту поведаю теперь я свету!» посвящена к 200-летию поэмы «Руслан и
Людмила» А.С.Пушкина. И зазвучала бессмертная поэма Пушкина на русском и
якутском (родном) языках (перевод Павлова Н.Г.-Ханастай) в исполнении учащихся
все школ, что сделало конкурс особенно ярким и незабываемым. И конкурс подтвердил, что литература как
связующая нить знаний не перестает передаваться вдохновенными читателями из
поколения в поколение.
В каждом
деле должен быть свой результат. Мой таков: повысился статус библиотеки и
библиотекаря, динамично растет уровень информационной культуры пользователя, появилась
огромная польза и помощь в учебном процессе. Ребята научились творчески
относиться к чтению, учиться друг у друга, с интересом оформлять рефераты, выступать грамотной речью, смело защищать
презентацию. Участвуя в конкурсе, не раз убеждаются о важности вдумчивого
чтения, о громадной роли, значения книги в своем духовном развитии и т.п.
Для меня библиотека -
второй дом. Очень хочется, чтобы в нем всегда было комфортно и уютно всем и
каждому. И пусть этот светлый Дом Книги радует и обогащает на многие годы.
2017 г. Педагог-библиотекарь М.Г.Томская.
Школьная
библиотека - особая среда образования и развития всех участников
образовательного пространства.
Улусный конкурс проводится в
рамках «Развития образования на 2013-2020 годы», Международного дня родного
языка, провозглашенного Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, 385-летия
со дня вхождения Якутии в состав Российского государства (1632) и в целях реализации приоритетных направлений
Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года,
утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014г. №2403-р, «Популяризации
в молодежной среде литературы, русского языка, а также культурных и
национальных традиций»:
- 25-летию воссоздания новой Библиотеки Александрины;
- 80-летию со дня рождения М.Е. Николаева Первого Президента РС (Я), выдающегося государственного, политического и общественного деятеля;
- Чтение - вот лучшее учение! Читающая семья Бояровой М.П.
ПОЛОЖЕНИЕ
VII улусного
конкурса «Знаток русской словесности»
1. Организаторы:
МБОУ «Томторская СОШ имени Н.М.
Заболоцкого» при содействии МКУ «УО МО Оймяконский улус (район)»
Дата проведения: 24 ноября 2017 г.
2. Цели и задачи:
Целью данного
конкурса является развитие русского языка и литературы как национального
достояния и средства межнационального общения; воспитание у детей и юношества
чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, бережное отношение к
историческому прошлому своего народа, интереса ко всем наукам через вдумчивое
грамотное чтение.
Задачи:
- активизация и стимулирование интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы;
- прививать любовь к родному языку, художественному слову, чувство ответственности за чистоту речи;
- развитие научно-исследовательской деятельности школьников по истории России, родного края и семьи;
- выявление и стимулирование грамотности и компетенции у учащихся;
- повышение коммуникабельности и культуры речи в современном обществе;
- приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;
- повышение интереса к наукам через чтение;
- эффективное использование участниками образовательного процесса информационных технологий.3. Участники конкурса:На конкурсе принимают участие команды учащихся (1-4 классов по отдельной программе и дате проведения) и 5-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия). Состав команды: 4 или 6 учащихся + руководитель.Руководитель должен предъявить в организационную комиссию:
- заявку на участие команды с визой врача;
- ведомость о проведении инструктажа по мерам безопасности.Расходы, связанные с участием на конкурсе (проезд, питание участников и т.д.) несут командирующие организации. Руководитель делегации несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей.4. Порядок проведения:Этапы:1 этап – «Тотальный диктант» 1 группа: по 1 участнику с 5 по 8 кл.;2 группа: по 1 участнику с 9 по 11 кл.2 этап -
- Наизусть на якутском языке отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина - 1 участник.
- Номинация «Ораторское искусство». С команды выступает лектор со слайдовой презентацией Power Point на тему:«80-лет со дня рождения М.Е. Николаеву Первому Президенту РС (Я), выдающемуся государственному, политическому и общественному деятелю – Регламент 5 минут.
- Конкурс отзыва «Почему я советую вам прочитать именно эту…» на авторскую книгу Бояровой М.П. Регламент 5 минут - 1 участник;
Чтение - вот лучшее учение! Читающая семья Бояровой М.П.
3 этап - «Цвети и крепни, родная земля,
Расти и славься, Якутия!»
- Викторина о Якутии «100 вопросов и 100 ответов» - все команды.
За чашкой чая!
- художественное чтение (текст с листа) 1 участник.
Программа мероприятия:
Обзор книжной
выставки о жизни и творчестве Николаева М.Е.
Выставка –
конкурс рисунков учащихся Томторской СОШ
10:00 –
Торжественное открытие конкурса.
10:10 –
Проведение конкурса
Виртуальное путешествие по
Александрийской библиотеке для участников конкурса во время выявления итогов
жюри- победителей, призеров команд школ
13:30 –
Торжественное закрытие, награждение.
Критерии оценки:
- Соответствие теме конкурса;
- Актуальность и глубина раскрытия тем выступления;
- Логика изложения материала (следование плану выступления);
- Наличие исследовательской или экспериментальной части;
- Оригинальность и качество выступления (выразительность, убедительность);
- Культура речи;
- Наглядность; (презентация);
- Креативность, самостоятельная разработка, качество выполнения буклета.
Награждение:
- Победители (1,2,3 места) награждаются дипломами и ценными призами-книгами.
- Победители по итогам каждого этапа награждаются грамотами и памятными подарками;
- Все участники конкурса награждаются именными свидетельствами об участии.
Педагог-библиотекарь М.Г.Томская.
Комментариев нет:
Отправить комментарий