понедельник, 4 декабря 2017 г.

Удивительный человек


                                         ЭССЕ
                       педагог-библиотекаря МБОУ «Томторской СОШ

         им. Н.М. Заболоцкого» Оймяконского улуса (района) РС (Я)
Томской Миры Григорьевны
 
Школа без хорошей библиотеки
также противоестественна,
как квартира без кухни.
Андерсон Я.А.
          Каждому человеку, переживающему и размышляющему об истории культуры, о состоянии духовности сегодня и завтра, небезразлично Духовное наследие и сама Личность академика Сергея Дмитриевича Лихачева. И архиважными для нашей многоаспектной работы являются следующие его мысли: «Несмотря на чудеса техники, библиотека и по сей день остается главным двигателем всякой образованности…».
Не только книгами и советами, но и действенной помощью детям, педагогам, родителям характеризуется моя педагогическая деятельность, которая является продолжением дела нашего рода.


Заслуги и благотворительные дела всем известного якутского (оймяконского) купца 1 гильдии, мецената образования Кривошапкина Николая Осиповича особенно дороги и бесценны для нас, так как моя мама Кривошапкина Пелагея Николаевна – его родная внучатая племянница. И по ее завету создан Благотворительный фонд Аргуновых – одной из направлений является вручение именной стипендии к 1 сентября – ко Дню знаний, студентам из малообеспеченных семей.
Глава нашей педагогической династии и гордость нашего рода - мой дорогой отец, Аргунов Григорий Лонгинович, родом из Таттинского улуса.
В далеком 1939 году он был направлен в богом забытый Оймякон учителем математики и физики. Из 30 проработанных лет в сфере образования 17 лет являлся директором (в то время заведующим) сельских школ и открывал школы в самых отдаленных уголках Оймяконья. Отрадно отметить, что представители трех поколений нашей педагогической династии продолжают вносить сегодня свой вклад в развитие образования республики.

Сегодня школа и библиотека неразрывно связаны между собой. Библиотекарь так же, как и учитель, образовывает и воспитывает школьников. Все это повышает планку требований к его профессиональным и личностным качествам. Я работаю в школьной библиотеке  29 лет и твердо уверена, что все, что происходит в школе, имеет к библиотеке самое прямое отношение.

В далеком 1990 году привычно перелистывая «Литературную газету», я обратила внимание на небольшую статью академика Д.С. Лихачева «Свет Александрийской библиотеки». Лихачев написал в той статье о своем искреннем удивлении и восхищении оперативности исполнения его запроса работниками библиотеки Центра Помпиду во Франции, когда буквально за несколько минут на его мониторе появилась полная библиография по Борису Пастернаку: «В нашей стране на его собирание потребовался бы год как минимум... Через космос должен идти не сбор секретных данных, а обмен культурными ценностями… Значит, вопрос в том, чтобы составить во всем мире единую кодовую систему и шифр к ней. Наши библиотеки должны включиться в эту систему…». Эти строки двадцатисемилетней давности,  поистине со стратегическим видением будущего страны, сегодня  воплощены в реальную повседневную нашу жизнь.
Эта небольшая статья под названием «Свет Александрийской библиотеки» сподвигла меня на этот титанический труд – создание в родной школе медиатеку. Здание, как пристрой к школе, построено с 2000-2004 год по инициативе и непосредственном практическом участии нашей семьи, была включена в провозглашенном Николаевым М.Е. Первым президентом РС (Я) в республиканское движение «2000 добрых дел 2000 году» и «Моя Якутия в XXI веке» (руководитель Емельянов И.С.) при поддержке МО «Оймяконский улус(райо) - главы Местникова В.А.              
Наша новая медиатека удовлетворяет интересы учащихся всех возрастных групп по проведению свободного времени, включению в процесс чтения, вниманию к книге как источнику всех наук.  Стремлюсь создать атмосферу, где и дети, и взрослые могут получать информацию о собственной культуре, языке и истории. Культура является динамичной силой, которая способна развивать экономический потенциал и сохранять единое пространство культуры:
Забыв родной язык,
Я онемею.
Утратив русский,
Стану я глухим!
Р.Гамзатов
         Сможем ли мы сделать процесс чтения желанным и радостным для уча-
щегося? И сегодня не потеряли свое значение слова Константина Федина о чтении: «Как лес нельзя узнать, не углубляясь в него, а только поглядев на него издали или пройдясь по опушке, так и книга не принесет тебе радости познания, если ты не научишься углубляться в чтение».    
Пропагандируя ценность чтения и книги, активизируя художественное осмысление произведений, в творческом союзе с учителями русского языка и литературы: заслуженным учителем РФ Бояровой М.П., отличником образования РС (Я) Баранхеевой Л.Ф., а также молодыми учителями Ючюгейской СОШ – моими племянниками Аргуновыми, сестрой Полиной Григорьевной разработали  проект,  который  проводим по сей день как улусный конкурс «Знаток русской словесности» (l-й в 2004г., 2-й в 2007г., 3-й в 2010г., 4-й в 2011г., 5-й в 2013 г., 6-й в 2015 и 7-й в 2017г.) Тут уместно напомнить о том, что в этом году в программе включено «Виртуальное путешествие по Александрийской библиотеке» к 25-летию воссоздания новой Библиотеки Александрины.
Нельзя не отметить о давнем сотрудничестве с улусной библиотекой, которое позволяет расширить горизонты работы с читателями. Также особое внимание уделяется просвещению родителей, учащихся и семейному чтению. Так, Д.С. Лихачев отметил, что «литература… служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом делает вас мудрыми».
 
            Еще в начале работы задалась мыслью о том, что без семейного чтения будет очень трудно сформировать читателя, привлекать детей, продвигать чтение. Тут ориентиром в работе  стали слова-мысли, выводы талантливого педагога XX века Василия Александровича Сухомлинского: «Если с детства у ребенка не воспитана  любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». Проводились в классах такие праздники-встречи, как «Папа, мама, я – читающая семья!», которые переросли в поселковый конкурс читающей семьи.  На всеобуче родителей состоялись встречи-диалоги с мамами, осмысление особой роли их участия-поощрения домашнего (семейного) чтения, также в повышении  эффективности мероприятий по развитию своих детей. Ведь книга в руках матери – главная воспитательная сила и то, что открылось ребенку со страниц книги, прочитанной ему мамой в раннем детстве, становится частью его, навечно ассоциируется с теплотой материнского голоса. Пробуждается у ребенка самостоятельная мысль, эмоциональная связь, которая запоминается на всю жизнь, развиваются творческие способности. Мы эту истину подтвердили с реальной жизнью замечательной семьи. И вот на VII-м улусном конкурсе «Знаток русской словесности!» среди команд близлежащих сельских СОШ ввела конкурс  «Лучший отзыв на авторскую книгу» номинацию «Почему я советую прочитать именно эту…». Заранее выбрали книгу нашей читающей матери-заведующей литературно-краеведческим музеем школы, заслуженного учителя Российской Федерации, Почетного гражданина Оймяконского улуса, которая будучи учителем русского языка и литературы занимается краеведением более полувека. Увлеченная чтением читающая  семья Слепцовых, где с малых лет и отец Спиридон Васильевич, и мама Мария Поликарповна привили своей дочке Снежане, сыну Спиридону безграничную любовь к Книге.  Они авторы и составители многих книг:  «Я расскажу вам об Оймяконе», «Лабынкыр – озеро легенд», «Умайар кутаа курдук», «Мой край, воспетый музой страдания и любви». «Учугэй да этэ Учугэйгэ!», «Лабынкыр – сердце Оймяконья», «Под небом Оймяконья»,  «О, Север – век и миг!» Варлам Шаламов»; «75-летию АЛСИБ «Оймякон – история и судьбы» и многие другие…
              Обязателен в конкурсе девиз «Чтение – лучшее учение!».  Пушкин   - это имя, этот звук наполняет многие сердца и умы в каждой семье во всем мире.  Номинация «Сказку эту поведаю теперь я свету!» посвящена к 200-летию поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. И зазвучала бессмертная поэма Пушкина на русском и якутском (родном) языках (перевод Павлова Н.Г.-Ханастай) в исполнении учащихся все школ, что сделало конкурс особенно ярким и незабываемым.  И конкурс подтвердил, что литература как связующая нить знаний не перестает передаваться вдохновенными читателями из поколения в поколение.
            В каждом деле должен быть свой результат. Мой таков: повысился статус библиотеки и библиотекаря, динамично растет уровень информационной культуры пользователя, появилась огромная польза и помощь в учебном процессе. Ребята научились творчески относиться к чтению, учиться друг у друга, с интересом оформлять рефераты,  выступать грамотной речью, смело защищать презентацию. Участвуя в конкурсе, не раз убеждаются о важности вдумчивого чтения, о громадной роли, значения книги в своем духовном развитии и т.п.
Для меня библиотека - второй дом. Очень хочется, чтобы в нем всегда было комфортно и уютно всем и каждому. И пусть этот светлый Дом Книги  радует и обогащает на многие годы.
 2017 г.                                               Педагог-библиотекарь  М.Г.Томская.
 
 
Школьная библиотека - особая среда образования и развития всех участников образовательного пространства.




Улусный конкурс проводится в рамках «Развития образования на 2013-2020 годы», Международного дня родного языка, провозглашенного Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, 385-летия со дня вхождения Якутии в состав Российского государства (1632) и  в целях реализации приоритетных направлений Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014г. №2403-р, «Популяризации в молодежной среде литературы, русского языка, а также культурных и национальных традиций»:


  • 25-летию воссоздания новой Библиотеки Александрины;
  • 80-летию со дня рождения М.Е. Николаева Первого Президента РС (Я), выдающегося государственного, политического и общественного деятеля;
  • Чтение - вот лучшее учение! Читающая семья Бояровой М.П.


 


ПОЛОЖЕНИЕ


VII улусного конкурса «Знаток русской словесности»


1. Организаторы:


МБОУ «Томторская СОШ имени Н.М. Заболоцкого» при содействии МКУ «УО МО Оймяконский улус (район)»


Дата проведения: 24 ноября 2017 г.


2. Цели и задачи:


Целью данного конкурса является развитие русского языка и литературы как национального достояния и средства межнационального общения; воспитание у детей и юношества чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, бережное отношение к историческому прошлому своего народа, интереса ко всем наукам через вдумчивое грамотное чтение.


Задачи:


  • активизация и стимулирование интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы;
  • прививать любовь к родному языку, художественному слову, чувство ответственности за чистоту речи;
  • развитие научно-исследовательской деятельности школьников по истории России, родного края и семьи;
  • выявление и стимулирование грамотности и компетенции у учащихся;
  • повышение коммуникабельности и культуры речи в современном обществе;
  • приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;
  • повышение интереса к наукам через чтение;
  • эффективное использование участниками образовательного процесса информационных технологий.
    3. Участники конкурса:
    На конкурсе принимают участие команды учащихся (1-4 классов по отдельной программе и дате проведения) и 5-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия). Состав команды: 4 или 6 учащихся + руководитель.
    Руководитель должен предъявить в организационную комиссию:


  • заявку на участие команды с визой врача;
  • ведомость о проведении инструктажа по мерам безопасности.
    Расходы, связанные с участием на конкурсе (проезд, питание участников и т.д.) несут командирующие организации. Руководитель делегации несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей.
    4. Порядок  проведения:
    Этапы:
    1 этап «Тотальный диктант» 1 группа: по 1 участнику с 5 по 8 кл.;
                                                         2 группа: по 1 участнику с 9 по 11 кл.
    2 этап -  


  • Наизусть на якутском языке отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина - 1 участник.
  • Номинация «Ораторское искусство». С команды выступает лектор со слайдовой презентацией Power Point на тему:
     «80-лет со дня рождения М.Е. Николаеву Первому Президенту РС (Я), выдающемуся государственному, политическому и общественному деятелю – Регламент 5 минут.


  •  Конкурс отзыва  «Почему я советую вам прочитать именно эту…» на авторскую книгу Бояровой М.П. Регламент 5 минут - 1 участник;


           Чтение - вот лучшее учение!  Читающая семья Бояровой М.П.


3 этап -  «Цвети и крепни, родная земля,


   Расти и славься, Якутия!»


  • Викторина о Якутии «100 вопросов и 100 ответов» - все команды.


За чашкой чая! - художественное чтение (текст с листа) 1 участник.


Программа мероприятия:


Обзор книжной выставки о жизни и творчестве Николаева М.Е.


Выставка – конкурс рисунков учащихся Томторской СОШ


10:00 – Торжественное открытие конкурса.


10:10 – Проведение конкурса


      Виртуальное путешествие по Александрийской библиотеке для участников конкурса во время выявления итогов жюри- победителей, призеров команд школ


13:30 – Торжественное закрытие, награждение.


Критерии оценки:


  • Соответствие теме конкурса;
  • Актуальность и глубина раскрытия тем выступления;
  • Логика изложения материала (следование плану выступления);
  • Наличие исследовательской или экспериментальной части;
  • Оригинальность и качество выступления (выразительность, убедительность);
  • Культура речи;
  • Наглядность; (презентация);
  • Креативность, самостоятельная разработка, качество выполнения буклета.


Награждение:


  • Победители (1,2,3 места) награждаются дипломами и ценными призами-книгами.
  • Победители по итогам каждого этапа награждаются грамотами и памятными подарками;
  • Все участники конкурса награждаются именными свидетельствами об участии.

 
 
 
 
  
 
  
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Педагог-библиотекарь  М.Г.Томская.

Комментариев нет:

Отправить комментарий