Быть креативнее в вопросах привлечения посетителей призвал сотрудников библиотек Владимир Мединский во время выступления на выездной коллегии Минкульта в Санкт-Петербурге, проходившей в феврале. «Библиотека должна работать как общественное пространство ⟨...⟩ Давайте думать о том, как приводить новых посетителей в наши библиотеки: есть мероприятия — конкурсы, лекции, обсуждения, выступления, дискуссионные клубы». — предложил министр. В каких ситуациях этот «рецепт» сработает, а в каких нет, рассуждает заместитель директора Московского областного регионального центра доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки Дмитрий Кикоть.
Сейчас надо на самом высоком уровне думать над стандартами для разных типов библиотек. Когда абсолютно для всех библиотек дают общие рецепты модернизации, хочется спросить: а когда вы в последний раз в библиотеках бывали? То, что будет хорошо для Тюменской области, не будет востребовано в Московской или Рязанской. Кроме того, нельзя оценивать, например, центральную муниципальную библиотеку и ее сельский филиал по одним и тем же критериям.
Чем была библиотека в советские времена? Основным местом, где человек мог получить информацию. С тех пор многое изменилось. Пожилые люди еще ходят в библиотеку читать и брать книги, но до конца этой эпохи осталось лет 20-30. Министр прав в том, что смысл существования разветвленной сети библиотечных учреждений, пытающихся действовать в прежнем качестве, стремительно утрачивается. Сама структура получения знаний перестраивается: на YouTube можно за минуту найти массу информационных роликов — хоть о приусадебном хозяйстве, хоть об изучении языков. А в муниципальных библиотеках зачастую если и возникают новые идеи и смыслы — на их реализацию власти не могут или не хотят выделить ни копейки.
Под словом «библиотека» в принципе сейчас понимается множество совершенно разных учреждений культуры. Есть библиотеки федеральные, такие как Российская государственная библиотека («Ленинка») в Москве, Российская национальная библиотека (РНБ) в Петербурге. Это национальные сокровищницы, научные учреждения, уникальные в масштабах всего мира. Плюс сюда поступает обязательный экземпляр любой книги, изданной в стране. Они могут позволить себе пригласить почти любого выдающегося лектора — он придет иногда даже без гонорара, просто потому что это «Ленинка», это РНБ. Когда я учился в 90-е годы, в «Ленинке» было столько народу — не протолкнешься, а сейчас — «чапаев и пустота», но при этом библиотека, с моей точки зрения, работает просто прекрасно, гораздо удобнее, чем 20 лет назад: очень многие научные книги я нахожу и скачиваю именно с ее сайта.
Ведомственная или вузовская библиотека предоставляет информацию, которую целевая аудитория получает, не отходя от места учебы или работы. Тут сохраняется та же самая функция, которая была в лучшие годы в СССР.
Дальше идут центральные московские и питерские библиотеки. Очень хорошо в свое время работал (и, надеюсь, до сих пор работает) лекторий в «Некрасовке»: у них бывал журналист Андрей Максимов, выступали писатели первого ряда. То же делали «Тургеневка», библиотека имени Чехова, Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) и так далее. Такие библиотеки являются значимыми культурными центрами — у них есть идеи, грамотно поставленные цели, финансовые возможности, они хорошо оснащены, рассчитаны на интеллектуальную молодежь. Кстати, библиотеки севера Москвы организуют «Телемост с автором» на данный момент в партнерстве с издательством ЭКСМО) для других – в том числе региональных и муниципальных библиотек — и это совершенно правильная инициатива. Собственно, сама Президентская библиотека в Санкт-Петербурге в 2009 году создавалась, в частности, для организации инфраструктуры культурно-образовательных телемостов на базе региональных центров при областных библиотеках страны. Наш центр является одним из элементов этой сети.
За счет чего могла бы жить муниципальная библиотека? Ну, во-первых, проводить собственные классные мероприятия. Здесь как пример по Московской области охотно назову Клин, Дмитров, Сергиев Посад, Коломну. Расширить же палитру собственных мероприятий можно было бы за счет участия в упомянутых столичных телемостах. Моя мечта – организовать кольцо библиотечных телемостов по Московской области, ведь часто на какой-нибудь площадке выступает уникальный человек, который не согласится поехать на другой конец области. А говоря о книжном наполнении – конечно, было бы здорово, если бы в любой центральной муниципальной библиотеке можно было брать современные качественные издания, которые мало кто может позволить себе поставить на домашнюю полку – например, издательств Vita Nova, Пан-Пресс, ИД Мещерякова, Самокат (этот список легко пополнить самому, сходив на столичные книжные ярмарки), достойные художественные альбомы. Если бы современные библиотеки комплектовались именно так, это было бы их спасением, но понятно, что ни один муниципалитет не выделит денег на подобную роскошь. Конечно, в идеале у каждой из них должна быть подписка и на электронные версии всех основных научных журналов мира.
Однако здесь тоже надо быть осмотрительным. В Дубне есть т.н. «Блохинка» — публичная библиотека при Институте ядерных исследований. И молодые учёные, которые работают в Дубне на ядерном синхрофазотроне и открывают новые химические элементы, приглашают к себе в библиотеку прекрасных лекторов. Но это возможно именно из-за специфики места, из-за того, что там особенная, интеллектуальная публика. Тот же подход, например, в Пушкино, оказался неэффективным: люди не были готовы к уровню лектора, а лектору было скучно с аудиторией.
Деревенская библиотека выживает сейчас только за счет грамотного организатора. Например, библиотека в селе Барково Пушкинского района фактически играет роль культурного центра для школьников (включая организованный при библиотеке небольшой краеведческий музей), то есть выполняет важную социальную функцию.
Есть еще школьные библиотеки. Сейчас это только место выдачи учебников, а могло бы быть иначе. Почему люди не идут в библиотеку? Потому что не приучены к этому в детстве. А приучиться они могли бы как раз в школе: допустим, у ребенка «окно» в уроках, он из школы никуда деться не может, а ему надо чем-то себя занять. Вот если бы школьные библиотеки должным образом оборудовать, разместить в них компьютерные классы и сделать так, чтобы там работал библиотекарь, который смотрел бы за детьми, помогал им искать информацию, делал с ними какие-то проекты, было бы другое дело.
Лектории — действительно прекрасная и популярная сегодня тема. Но, например, известный лекторий «Прямая речь» — это коммерческая компания, которая имеет целый штат пиарщиков и готова нести финансовые расходы, которые ей с лихвой компенсируют слушатели лекций, а не просто получат галочку в графе «госзадание» от вышестоящего органа. Здесь применяются медийные технологии, которые не может обеспечить тот персонал, который работает в муниципальных библиотеках (исключения, конечно, есть). И еще один важный момент: библиотека — это государственное учреждение, и в ее бюджете на данный момент не заложена строчка «реклама», в отличие от коммерческой компании.
Конечно, надо искать новые форматы, привлекать новые технологии. Например, у меня в последнее время появилось желание что-то делать руками, а покупать дорогое оборудование я не готов, да и дома шуметь не хочется. Я мог бы поехать в мастерскую, заплатить за время и материалы и делать, что хочу. А мог бы пойти за всем этим в библиотеку. Не знаю, насколько это правильно, но опыт уже есть — в библиотеках ставят 3D-принтеры, организуют студии звукозаписи, видеостудии и прочее. То есть библиотека становится местом приобретения не столько теоретических знаний, сколько компетенций. Может быть, за этим будущее.
Однако пока однозначного понимания вектора развития нет не только у чиновников, но и среди библиотекарей. И пока на экспертном уровне не будет выработана некая – хотя бы рамочная – концепция развития для каждого типа библиотек, возрождения библиотечной жизни не будет. Причем вырабатывать эти стандарты должны не столько чиновники, сколько само библиотечное сообщество с привлечением читателей, при общей координации Российской библиотечной ассоциации. Данные стандарты должны учитывать и минимальный набор необходимых видов деятельности в библиотеках, и размер помещений, и оснащение библиотек, и книжное комплектование, и, наверное, некоторое минимальное финансирование для каждого типа этих учреждений. И такие рекомендации должны быть обязательными к выполнению как библиотекарями, так и чиновниками. Ну, и конечно, власть должна на всех уровнях способствовать информированию жителей о возможностях современных библиотек. Тогда и вопрос «Как пройти в библиотеку?» перестанет быть атавизмом и вернет себе заслуженную актуальность.
Дмитрий Кикоть — выпускник филологического факультета МГУ. В разные годы работал переводчиком, ведущим культурного раздела сайта Greek.ru, корреспондентом телеканала ТВЦентр, редактором греческой версии международного проекта «Российской Газеты» Russia beyond the Headlines. С 2013 года является заместителем директора Московского областного регионального центра Президентской библиотеки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий