вторник, 11 января 2022 г.

Проект «Литературная одиссея», тематическое направление «Живое русское слово»


Сейчас, когда современные школьники постоянно с помощью гаджетов пребывают в виртуальном мире, их всё сложнее убедить уделить время чтению. И чтению российских классиков тем более. Да кому нужны эти Тургенев и Некрасов, тем более, что их и в школе заставляют читать, ведь время-то не резиновое!


Но выход есть! В проекте «Литературная одиссея» юные журналисты «Классного журнала» Митя и Катя волшебным образом отправляются в прошлое, в те места, в которых творил тот или иной литератор. И беседуют с ним о том, как он пишет, как живёт и что думает по самым разным вопросам. Таким образом, писатель или поэт предстаёт как живой — глубокий, интересный, разноплановый. С помощью этих материалов, которые дополнены рисунками, иллюстрирующими сюжет, юные читатели и их родители начинают совершенно иначе, с большей теплотой и интересом относиться к тому или иному литератору, перечитывают его произведения уже совершенно с новым вниманием и пониманием. Тем самым приобщаясь к родной культуре, родным корням и силе русского слова, что способствует воспитанию граждан, искреннее любящих Россию и её культуру.

Такой проект уже несколько лет существует на сайте федерального издания «Классный журнал». За два годы Митя и Катя успели повстречаться с Чуковским в Переделкине (
https://www.classmag.ru/news/20100346), с Тургеневым в Спасском-Лутовинове (https://www.classmag.ru/news/20100373), Заходером в Комаровке (https://www.classmag.ru/news/20100385), Пушкиным в Болдине (https://www.classmag.ru/news/20100418), с Паустовским в Тарусе (https://www.classmag.ru/news/20101061) и в Некрасовым в Карабихе (http://www.classmag.ru/news/20101118 и http://www.classmag.ru/news/20101119). Впереди запланированы Успенский в Переделкине, Лев Толстой в Ясной Поляне, Сергей Михалков в Николиной горе. Каждый материал готовится и использованием справочного, документального материала, полученного авторами при взаимодействии с сотрудниками музеев-усадеб и учёными-литературоведами и в результате изучением литературы и документов б этих писателях, включая их письма и воспоминания современников.

Подача переработанного материала в виде живой встречи является уникальной, аналогов нет. Есть много книг о великих литераторах, но материала, который позволяет увидеть их как живых, в данный момент не существует. Именно поэтому многие школьники уже узнали очень много важного, стали с большим увлечением читать всех этих авторов.

Но фактически получилось, что большая часть взаимодействия происходила не напрямую, а через библиотекарей, которые регулярно благодарят «Классный журнал» за эту работу.

Вот, например, выдержка из текста библиотекаря Топкановской сельской библиотеки (филиала Библиотечно-информационного и досугового центра городского округа Кашира Московской области) Галины Дроздовой, которая поделилась своими впечатлениями от использования «Литературной одиссеи» в своей работе: «Детям очень интересно окунуться именно в ту эпоху, в которой жил и творил писатель, а также услышать рассказ о жизни и творчестве как бы из уст самого автора, поэтому, для меня данный проект — прежде всего возможность дать детям точку соприкосновения с миром писателя не только через его творчество, но и через его дом, личные вещи, ведь «Литературная одиссея» фактически становится гидом по дачам и усадьбам любимых авторов. Используя данный проект при проведении библиотечных мероприятий, могу сказать с уверенностью, что дети с большим интересом воспринимают предложенный им материал. Ведь сколько здесь полезной и интересной информации, касающейся жизни и творчества российских писателей. Отрадно видеть, что после такого «путешествия» дети охотно берут книгу, чтобы продолжить знакомство с героями произведений того автора, у которого они только что побывали в гостях» (целиком можно прочитать по ссылке:
https://www.classmag.ru/news/20101082)

Взаимодействие с «Литературной одиссеей» преимущественно через занятия с библиотекарем происходит потому, что школьники в Интернете, как показывают многочисленные исследования, не читают, а общаются, играют и смотрят видео.

Но ситуация бы резко изменилась, если бы материалы о встречах героев проекта с великими российскими писателями, вышли бы в печатном виде и попали бы в детские и школьные библиотеки!

Дети, как и раньше, любят печатные издания в библиотеках, многие подшивки (в том числе и «Классного журнала») часто затёрты до дыр. Т.е. если бы в библиотеки поступили печатные иллюстрированные материалы о встречах с великими российскими литераторами, это увеличило бы и прямой охват этого полезного проекта, и позволило бы библиотекарям, как и раньше, проводить занятия по тем или иным литераторам, но уже с более наглядным бумажным материалом.

Издательство «Открытые системы» предлагает издать 10 печатных выпусков «Литературной одиссеи», посвященных встречам с Чуковским, Тургеневым, Пушкиным, Паустовским, с Некрасовым, Успенским, Львом Толстым и Сергеем Михалковым (десятая кандидатура пока выбирается из разных вариантов) на средства Фонда культурных инициатив.

Каждый выпуск будет представлять мягкую иллюстрированную книгу на 32 страницы общим тиражом в 40** тысяч экземпляров, по 20** тыс. на детские и на школьные библиотеки.

Выпуск книги, в которой бы был представлен объединённый материал по всем десяти авторам, так же рассматривался авторами проекта. Но при выигрыше по доставке издания (одно доставить проще, чем десять), это идея значительно уступает идее издания десяти выпусков и по обратной связи, интерактиву, и по оперативному и непрерывному получению данных, позволяющих изменить качественные и количественные показатели проекта. Выпуск десяти серий позволит проводить активную работу по проекту в течение всего года.

И разумеется, каждый выпуск будет поддерживаться специальным разделом на сайте, где будет предоставляться в том числе расширенная информация для библиотекарей и педагогов, видео и тесты, выполнение которых позволит в дальнейшем оценить качественные изменения в знаниях аудитории. Среди школьников будут проводиться конкурсы, и такой опыт уже имеется. Например, на конкурс «Дети читают Заходера» в 2020 году поступило более тысячи работ, он получился громким и полезным (подробнее
https://www.classmag.ru/news/20100467)
Распространение каждого выпуска будет производиться через областные и краевые библиотеки регионов и через региональные организации, уполномоченные заниматься поставкой учебников в школы.

Информационную поддержку проекту будут оказывать: Российская библиотечная ассоциация, Российская школьная библиотечная ассоциация, Российская государственная детская библиотека, Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара, библиотеки имени тех авторов, о которых будут выходить выпуски, дома-музеи этих литераторов, а так же «Учительская газета», «Школьная библиотека», «Журналист», сайт Союза предприятий периодической печати (ГИПП), общественные организации «Отцы России» и «Союз отцов России», РДШ, Общероссийский народный фронт и «Мосразвитие», объединяющее все библиотеки и культурные центры столицы, программа «Классное детство» на канале «МедиаМетрикс», Фонд «Живая классика», электронные платформы «Учи.ру» и «Дневник.ру» и многие другие организации, включая видеопроект «Ньюм» «ТАСС-Дети», который ранее уже неоднократно поддерживал интернет-версию проекта (см.
https://www.classmag.ru/news/20100989).

Сверхцелью данного проекта является не только пробуждение в школьниках и обществе интереса к этим авторам, но и начало общественной дискуссии в рамках проекта. Текстовые и видео-высказывания мы планируем публиковать в рамках сайта «Литературной одиссеи» и социальных сетей, где она будет представлена.

Таким образом, в одном проекте мы объединим все преимущества печатной подачи такой информации и современные технологии, которые позволят сделать интерес к этим авторам активным: не только читать, но и писать, и дискутировать. А вообще читать всё больше и больше самых разных авторов.

Чтение как процесс в настоящее время нуждается в поддержке, сейчас под эгидой Минцифры России осуществляется Программа поддержки чтения, но пробуждение интереса у аудитории именно к российскому великому слову, будет способствовать укреплению культурной идентичности и патриотизма новых российских граждан.

***

Русская классическая литература тесно связана с жизнью усадеб. Великие русские писатели росли в условиях усадебного быта, и впоследствии эти условия оказывали на их творчество непосредственное влияние. Даже когда во второй половине XIX века русская литература становится прежде всего городской, усадьбы сохраняют своё значение. А в наше время они остаются связующим звеном между писателем и читателем, ведь как писал Гёте: «чтобы узнать поэта, надо побывать на его родине».

Подача научного материала через призму художественной выдумки способствует достижению наилучшего взаимодействия с аудиторией. Элементы жанра фэнтези делают материал более доступным и интересным для современных читателей. Юные читатели и их родители, которые следят за фантазийным путешествием Мити и Кати и узнают о живых деталях и особенностях, словно бы лично оказываются в этих усадьбах! Писатели и поэты, творчество которых изучают в школе, оживают, становятся ближе, понятнее, а значит, интереснее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий