Станислав Лем – фигура, которая в мировом писательском сообществе признается довольно сложной. Его захватывающие фантастические романы: «Солярис», «Звездные дневники Ийона Тихого», «Астронавты», «Рассказы о пилоте Пирксе» и многие другие – буквально мгновенно стали самыми читаемыми во многих странах мира и в Советском Союзе, в том числе. Вообще во времена начала освоения космоса интерес к научной фантастике был очень велик, в особенности у молодежи. А научная фантастика была отмечена этим прилагательным не случайно. Многие писатели-фантасты очень хорошо разбирались в технике, свободно оперировали научными терминами. В то же время и «Солярис», и «Магелланово облако», и «Рассказы о пилоте Пирксе», и проч. – это не только искусное повествование о технологических достижениях человечества, а очень глубокое исследование человеческого духа, человеческой души, способности к состраданию и взаимопомощи. Поэтому читатель найдет в книгах фантаста и футуролога Станислава Лема и удивительные приключенческие сюжеты, и пищу для размышлений о Космосе, человеке, андроидах, возможности существования иных видов жизни и многом другом.
Особое сочинение Лема – футурологическая монография «Сумма технологии». Вот часть предисловия к первому изданию книги: «Чем же, собственно, является эта "Сумма"? Собранием эссе о судьбах цивилизации, пронизанным “всеобщеинженерным” лейтмотивом? Кибернетическим толкованием прошлого и будущего? Изображением Космоса, каким он представляется Конструктору? Рассказом об инженерной деятельности Природы и человеческих рук? Научно-техническим прогнозом на ближайшие тысячелетия? Всем понемногу. Насколько же можно, насколько допустимо доверять этой книге? У меня нет ответа на этот вопрос. Я не знаю, какие из моих догадок и предположений более правдоподобны. Среди них нет неуязвимых, и бег времени перечеркнет многие из них. Но не ошибается только тот, кто благоразумно молчит». «Сумма технологии» посвящена почти полностью эволюции человека, и в основном –автоэволюции. Там очень мало говорится о человеке – обладателе моральных качеств, что и отличает его от любого животного и самого совершенного андроида. Единственно, о чем упоминает Лем: «Технологию следует признать орудием достижения различных целей, выбор которых зависит от уровня развития цивилизации, общественного строя и которые подлежат моральным оценкам». И еще: «Технология дает средства и орудия; хороший или дурной способ их употребления – это наша заслуга или наша вина». Критики Широков и др. указывают: «В целом суть рассуждений Лема такова. Действие технологии, рационализирующей человеческую жизнь, может иметь и отрицательные последствия. Это может происходить из-за быстрого и полного удовлетворения потребностей. Так, годы ученья закаляют характер и формируют личность; разработка же “информационной пилюли” сделает труды ученья излишними. Форсирование подобных “улучшений” может вызвать “аксиологический коллапс”; может рухнуть вся система общественных и личных ценностей – “мотивационный остов человеческого поведения”».
Пусть читающие пяти-, шестиклассники с удовольствием прочтут «Солярис», а умные старшеклассники попробуют прикоснуться к «Сумме технологии». Они узнают и о бритве (лезвии) Оккама, и о самом человеке по имени Уильям Оккам, и о многих других захватывающе интересных вещах. Это будет хорошим началом формирования у растущего человека широкого кругозора, становления из просто школьников юных умниц и умников.
РШБА продолжает выпускать «Профессиональную библиотеку школьного библиотекаря» в качестве приложения к журналу «Школьная библиотека». В серии 2 – «Выставка в школьной библиотеке» издаются папки с иллюстративными материалами и текстами, позволяющие развернуть выставку из предложенных материалов, добавив конкретные издания и публикации из фондов своей библиотеки. Выпуски этой серии посвящаются юбилеям крупнейших известнейших писателей мира.
Ознакомиться с выпущенными выставками
Подписные индексы Серии 2 «Выставка в школьной библиотеке»:
по каталогу «Роспечать» – 80841, 20245;
по каталогу «Пресса России» – 14734;
Урал-Пресс:http://www.ural-press.ru/
Пресс-служба РШБА
Особое сочинение Лема – футурологическая монография «Сумма технологии». Вот часть предисловия к первому изданию книги: «Чем же, собственно, является эта "Сумма"? Собранием эссе о судьбах цивилизации, пронизанным “всеобщеинженерным” лейтмотивом? Кибернетическим толкованием прошлого и будущего? Изображением Космоса, каким он представляется Конструктору? Рассказом об инженерной деятельности Природы и человеческих рук? Научно-техническим прогнозом на ближайшие тысячелетия? Всем понемногу. Насколько же можно, насколько допустимо доверять этой книге? У меня нет ответа на этот вопрос. Я не знаю, какие из моих догадок и предположений более правдоподобны. Среди них нет неуязвимых, и бег времени перечеркнет многие из них. Но не ошибается только тот, кто благоразумно молчит». «Сумма технологии» посвящена почти полностью эволюции человека, и в основном –автоэволюции. Там очень мало говорится о человеке – обладателе моральных качеств, что и отличает его от любого животного и самого совершенного андроида. Единственно, о чем упоминает Лем: «Технологию следует признать орудием достижения различных целей, выбор которых зависит от уровня развития цивилизации, общественного строя и которые подлежат моральным оценкам». И еще: «Технология дает средства и орудия; хороший или дурной способ их употребления – это наша заслуга или наша вина». Критики Широков и др. указывают: «В целом суть рассуждений Лема такова. Действие технологии, рационализирующей человеческую жизнь, может иметь и отрицательные последствия. Это может происходить из-за быстрого и полного удовлетворения потребностей. Так, годы ученья закаляют характер и формируют личность; разработка же “информационной пилюли” сделает труды ученья излишними. Форсирование подобных “улучшений” может вызвать “аксиологический коллапс”; может рухнуть вся система общественных и личных ценностей – “мотивационный остов человеческого поведения”».
Пусть читающие пяти-, шестиклассники с удовольствием прочтут «Солярис», а умные старшеклассники попробуют прикоснуться к «Сумме технологии». Они узнают и о бритве (лезвии) Оккама, и о самом человеке по имени Уильям Оккам, и о многих других захватывающе интересных вещах. Это будет хорошим началом формирования у растущего человека широкого кругозора, становления из просто школьников юных умниц и умников.
РШБА продолжает выпускать «Профессиональную библиотеку школьного библиотекаря» в качестве приложения к журналу «Школьная библиотека». В серии 2 – «Выставка в школьной библиотеке» издаются папки с иллюстративными материалами и текстами, позволяющие развернуть выставку из предложенных материалов, добавив конкретные издания и публикации из фондов своей библиотеки. Выпуски этой серии посвящаются юбилеям крупнейших известнейших писателей мира.
Ознакомиться с выпущенными выставками
Подписные индексы Серии 2 «Выставка в школьной библиотеке»:
по каталогу «Роспечать» – 80841, 20245;
по каталогу «Пресса России» – 14734;
Урал-Пресс:http://www.ural-press.ru/
Пресс-служба РШБА
Комментариев нет:
Отправить комментарий