понедельник, 18 сентября 2017 г.

Библиотека в школе или школа в библиотеке?

Как-то дочка попросила воспользоваться интернетом, чтобы узнать какая буква идет после Сигмы в греческом алфавите. Я настоял, чтобы искала в бумажных энциклопедиях. После 15 минут поисков в четырех различных томах нужная статья была найдена.



В интернете для этого потребовалось меньше минуты. Найти аргументы в пользу бумажных справочных изданий мне не удалось. Да и зачем вообще нужна библиотека, если с точки зрения ребенка, все, что ему нужно, есть в интернете?
Чем в массе своей сегодня занимаются школьные библиотекари? В сентябре выдают учебники, в мае собирают. Если у школы есть деньги на приобретение художественной литературы -- комплектуют и обрабатывают библиотечный фонд. Иногда организуют выставки. Крайне редко – готовят подборки для педагогов из периодики. При условии, что она выписывается. Ну и отчетность. Все.
Это происходит на фоне крайне скудного финансирования школьных библиотек в общем бюджете школы. Знаете, на что больше всего жалуются библиотекари? Не на мизерную зарплату, нет. А на то, что не хватает денег на новые издания для детей, коих в изобилии на полках книжных магазинов.
Имидж профессии школьного библиотекаря – ниже некуда. А авторы Атласа новых профессий, подготовленного Агентством стратегических инициатив, и вовсе отнесли профессию библиотекаря к числу умирающих, и считают, что она исчезнет к 2020 году.
И тем не менее, начинать нужно не с переосмысления роли библиотекаря, как рекомендует нам Александр Молчанов, а с переосмысления роли и места школьной библиотеки в образовательном процессе. И в первую очередь – в сознании директоров школ.
Повсеместное распространение мобильных устройств и технологий, позволяющих практически неограниченно использовать ресурсы интернета, приводит к острой необходимость пересмотреть само представление о том, кто является пользователем школьных библиотек, каковы их потребности, способы получения и обмена информацией, а также взаимодействия с окружающим миром.
Школьная библиотека – пространство, не регламентированное стандартами и регламентами системы образования и за счет этого потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью, чем школа в целом. Это дает возможность библиотеке сохранить свою ценность и свое место в системе образования, при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функциональности традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.
Во-первых, библиотека должна стать единой точкой доступа к ресурсам. И не только к бумажным и электронным изданиям. Массовые открытые онлайн курсы, обучающие фильмы и мастер-классы на YouTube – не уследишь за появлением нового контента. Каталогизировать, систематизировать и предложить педагогам в качестве дополнительных учебных материалов – вполне себе функция школьной библиотеки.
Дальше – зависит от возможностей школы. Например, предоставление доступа к безопасному школьному интернету. Желательно с устройства самого школьника, то, что называется Bring your own device. Во время урока в классе – нельзя. А на перемене в библиотеке – почему нет?
Поставьте в библиотеке хороший компьютер для видеомонтажа, обеспечьте доступ к презентационной и оргтехнике – количество пользователей увеличится. А ведь есть еще и VR и AR. Им самое место в школьной библиотеке.
Обеспечьте условия для комфортной индивидуальной и групповой работы – и в школьные библиотеки будут приходить за человеческими ресурсами. Найти партнера для реализации идеи, волонтеров для проведения мероприятия, эксперта для оценки результатов проекта. Из числа педагогов, школьников, родителей.
Во-вторых, школьная библиотека способна быть диспетчером в области дополнительного образования и внеурочной деятельности. Профориентация, проблемные лекции и дискуссии, игровое моделирование и прогнозирование, рефлективные и навыковые игры, квесты, краеведение – все, что не вписывается в прокрустово ложе ФГОСа – может и должно находить свое место в библиотеке.
Ребенок в библиотеке должен чувствовать себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а в большей степени иметь возможность проявлять себя как личность – показывать свои увлечения, интересы, желания. И библиотека может стать тем местом, где происходит его подлинная индивидуализация и социализация, выявляются интересы и способности, формируются предпосылки для создания индивидуальной образовательной траектории.
Аккумулируйте в библиотеке информацию о социальной и культурной жизни школы, микрорайона, населенного пункта. Выступите в качестве генератора образовательных, культурных, социальных, волонтерских, досуговых проектов. Проявите инициативу по информационной поддержке междисциплинарных интегральных курсов. И библиотека станет равноправным субъектом школьного образовательного процесса.
А задача администрации школы – поддержать эти действия финансовыми, организационными, кадровыми, информационными, техническими ресурсами.
Как показывает практика – в тех школах, где директор воспринимает библиотеку не как структуру, обеспечивающую образовательный процесс учебниками, а как на точку входа в информационное и цифровое измерение образовательной, общественной и культурной жизни – и вырастают уникальные междисциплинарные и кросскультурные проекты. Те самые «центры притяжения граждан, центры притяжения учителей и учеников», о которых мечтает Александр.
Понятно, что библиотекарь нового поколения должен реализовывать целый ряд принципиально новых функций и обладать специальными компетенциями, что требует соответствующей подготовки. Но это уже тема для отдельного разговора. https://vogazeta.ru/articles/2017/9/15/quality/190-biblioteka_v_shkole_ili_shkola_v_biblioteke

Комментариев нет:

Отправить комментарий