Доклад Американской библиотечной ассоциации ALA “Библиотеки США- 2016” демонстрирует тенденцию трансформации услуг, обеспечивающих технические потребности посетителей библиотек.
Трансформируя ресурсы и услуги под стандарты и потребности цифрового мира 21-го века, научные, школьные и публичные библиотеки по-прежнему сталкиваются с проблемами, вызванными нестабильной экономикой. Американская библиотечная ассоциация развернула информационно-просветительскую кампанию под названием “Преобразование библиотек”, чтобы поменять распространенное мнение, что “библиотеки устарели или неплохо, когда они есть” на “библиотеки необходимы.” Эта и другие важные библиотечные тенденции прошлого года (в том числе и десятка самых оспариваемых книг 2015 года) подробно изложены в Докладе ALA о деятельности американских библиотек – 2016, по традиции выпущенном в рамках Национальной недели библиотек, 10 – 16 апреля 2016.
Библиотеки – это не только большой перечень того, что у них есть для людей, но и то, что они делают для людей и вместе с людьми. С сообществами, которые все еще восстанавливаются после наихудшего кризиса за период после Великой депрессии, научные, школьные и публичные библиотеки продолжают трансформировать и изменять ресурсы и услуги для удовлетворения потребностей технически подкованных пользователей.
Доклад о деятельности американских библиотек – 2016 показывает, что библиотеки всех типов повысили свою эффективность в пяти ключевых областях - образовании, трудоустройстве, предпринимательстве, расширении прав и возможностей и профессиональной работе. Локальные и национальные исследования, упомянутые в докладе, показывают, что библиотеки способствуют развитию мульти грамотности и формированию цифрового инклюзивного общества.
Руководители и администраторы рассчитывают на помощь школьных библиотекарей в переводе образовательного процесса в цифровой формат и реализации в школах смешанного обучения, а соответственно и обеспечении равноправия, взаимодействия и персонализации в обучении.
Ценность квалифицированных школьных библиотекарей неуклонно растет, поскольку руководители школ и педагоги занимаются поиском образовательных ресурсов для улучшения обслуживания технически подкованных учащихся. Например, в 2010 году только 35 % школьных библиотекарей отметили, что у них есть цифровой контент. К 2015 году их число возросло до 69 %. Эта тенденция находит свое отражение в различных форматах, в частности, это базы данных, электронные книги, периодические издания, видео и игры.
Библиотеки продолжают стремиться к поддержке цифрового равенства. Многочисленные исследования все чаще указывают на то, что люди из более низких социально-экономических слоев не имеют равного доступа к высокоскоростному Интернету, цифровым инструментам или возможности научиться пользоваться цифровыми ресурсами. В результате они в меньшей степени готовы строить карьеру в 21-ом веке, в полной мере участвовать в жизни гражданского общества и даже развивать свои личные знания и интересы.
Доклад также позволяет сделать вывод о том, что независимо от цифрового или печатного формата, многие книги из школьных и публичных библиотек продолжают оспариваться. Это делается посредством официальных письменных жалоб, поданных с просьбой ограничения или удаления какой-либо книги или другого материала из-за его содержания или уместности.
Проведенный в июле 2015 года опрос Харрис об отношении к запрещению книг и статистика по школьным библиотекам показали, что из 2244 взрослых американцев, принявших участие в опросе, процент считающих, что некоторые книги должны быть запрещены (28 %), по сравнению с предыдущим опросом, проведенного в 2011 году увеличился более чем вдвое (18%).
Заявления с просьбами ограничения доступа к «вызывающим осуждение» книгам и другим библиотечным материалам, полученные в прошлом году Отделом по вопросам интеллектуальной свободы (OIF)показывают, что сейчас попыток удалить материалы со спорным содержанием больше, чем когда-либо прежде.
Подробнее о том, что отмечено в разделе Доклада 2016 года о работе школьных библиотек, читайте в одном из следующих номеров журнала «Школьная библиотека». Полный текст Доклада ALA о деятельности американских библиотек – 2016 вы можете найти на сайте http://bit.ly/americas-libraries .
Пресс-служба РШБА
Комментариев нет:
Отправить комментарий