Сетевой проект «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения» создан по известному сборнику И.И. Тихомировой и реализуется в рамках Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая страна». Проект работал в течение всего 2015-2016 учебного года в Нижегородской области.
Достаточно сказано о проблеме детского не чтения: не любят, не хотят, не могут, не желают; неинтересно, непонятно, немодно, неактуально и пр. ответы из анкет. Перефразированная пословица – что только не придумывают взрослые, лишь бы дети читали – определяет деятельность по продвижению и поддержки чтения в детской и подростковой среде. Разнообразию форм мероприятий и методов нет предела. Как говорят, на любой вкус, цвет и карман. А большинство ребят всё равно не хотят читать. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы хорошо забытое старое (потребность в чтении) стало новым востребованным.
Но сидеть, сложа руки и ждать радостного момента начала повального массового чтения юного поколения нельзя. Необходимо поддерживать интерес к этому сложному, но такому необходимому процессу, распространять его в интернете, куда часто заглядывают все, кто владеет грамотой и ищет что-нибудь развлекательно-познавательное.
Поэтому поделюсь опытом ведения сетевого проекта «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения». Он создан по известному сборнику И.И. Тихомировой. Проект работал в течение всего 2015-2016 учебного года. Возрастная категория, место, время чтения не ограничивались.
В проекте – 52 коротких рассказа на нравственно-этическую тему. Это не случайно. В наше время, когда сбиты правильные ориентиры в отношениях между людьми в обществе, когда не только подростки, не имеющие жизненного опыта, но и взрослые теряются в выборе поступка, слова – эти произведения подскажут, направят, подтолкнут на верный путь. Помогут задуматься над вымышленными ситуациями и увидеть в реальных событиях, где правда, а где ложь, где истинный друг, а где скрытый враг. Через чтение этих рассказов приобретается чувственный опыт, просыпается душа и понимание окружающего. Это и есть – школа развивающего чтения.
Работа, особенно в организационный период, была трудной. Приходилось обучаться новым компьютерным технологиям, знакомиться с интернет-сервисами, придумывать, как их использовать в проекте. Случалось, приходило разочарование, беспокойство, ощущение ненужности и бесполезности задуманного, чувство жалости потерянного времени. Но результаты превзошли ожидания.
Во-первых. Проект изначально готовился для учеников, родителей и педагогов нашей школы. В итоге: участников более 110 человек из разных городов России: Богородск, Псков, Зеленодольск, Казань, Мамадыш, Омск и др. Несколько посёлков и сёл этих областей.
Во-вторых. Через проект удалось привлечь родителей к чтению детям вслух, обсуждению прочитанного, сотворчеству словесному и изобразительному. Это видно из представленных работ. Приблизительно четверть участников – семьи.
В-третьих. По коротким эмоциональным высказываниям участников-ребят можно сделать вывод о том, что они умеют сопереживать героям, правильно оценивать их поступки, возмущаться несправедливостью. Например, о рассказе «Бабка» В. Осеевой (слова участников приводятся без поправок):
У каждого человека своя главная дорога в жизни. Но мы живем не в сказке, и знаем, как много “заброшенных дорог” между людьми. И эти дороги нужно “Расчищать”».
Подобных коротких отзывов очень много (около 1000). Все работы находятся в прямом доступе, их можно увидеть в интернете, открыв проект. Получилось нечто похожее на коллективный огромный читательский дневник.
В-четвёртых. Ученики и родители получили возможность интеллектуального общения в сети и ещё один способ ненавязчивого воспитания посредством непринуждённого чтения.
Пятое. Самое главное – ребята читали! Читали без понукания, самостоятельно! (особенно 5-7 класс). Это было видно по интенсивности работы и силе эмоций (высказываний сразу по прочтению). Потом ребята видели нескладность фраз и удаляли первые возмущённые несправедливостью или горечью отзывы, затем, когда проходил «взрыв эмоций» писали уже более спокойно. Как организатор, я читала и то, что удалено.
Сетевой проект работает в реальном времени и пространстве, где всё фиксируется. Организатор обязан следить за всем, что происходит в проекте и при необходимости вовремя корректировать, т.к. бывают и случаи детского виртуального хулиганства. Иногда дети так проверяют, а правда ли, что они работают все вместе одновременно на одном виртуальном пространстве, т.е. отслеживают реакцию.
Вывод:
Автор статьи: Е.В. Токмакова, заведующая библиотекой МБОУ «Школа №91 с углублённым изучением отдельных предметов»
Но сидеть, сложа руки и ждать радостного момента начала повального массового чтения юного поколения нельзя. Необходимо поддерживать интерес к этому сложному, но такому необходимому процессу, распространять его в интернете, куда часто заглядывают все, кто владеет грамотой и ищет что-нибудь развлекательно-познавательное.
Поэтому поделюсь опытом ведения сетевого проекта «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения». Он создан по известному сборнику И.И. Тихомировой. Проект работал в течение всего 2015-2016 учебного года. Возрастная категория, место, время чтения не ограничивались.
В проекте – 52 коротких рассказа на нравственно-этическую тему. Это не случайно. В наше время, когда сбиты правильные ориентиры в отношениях между людьми в обществе, когда не только подростки, не имеющие жизненного опыта, но и взрослые теряются в выборе поступка, слова – эти произведения подскажут, направят, подтолкнут на верный путь. Помогут задуматься над вымышленными ситуациями и увидеть в реальных событиях, где правда, а где ложь, где истинный друг, а где скрытый враг. Через чтение этих рассказов приобретается чувственный опыт, просыпается душа и понимание окружающего. Это и есть – школа развивающего чтения.
Работа, особенно в организационный период, была трудной. Приходилось обучаться новым компьютерным технологиям, знакомиться с интернет-сервисами, придумывать, как их использовать в проекте. Случалось, приходило разочарование, беспокойство, ощущение ненужности и бесполезности задуманного, чувство жалости потерянного времени. Но результаты превзошли ожидания.
Во-первых. Проект изначально готовился для учеников, родителей и педагогов нашей школы. В итоге: участников более 110 человек из разных городов России: Богородск, Псков, Зеленодольск, Казань, Мамадыш, Омск и др. Несколько посёлков и сёл этих областей.
Во-вторых. Через проект удалось привлечь родителей к чтению детям вслух, обсуждению прочитанного, сотворчеству словесному и изобразительному. Это видно из представленных работ. Приблизительно четверть участников – семьи.
В-третьих. По коротким эмоциональным высказываниям участников-ребят можно сделать вывод о том, что они умеют сопереживать героям, правильно оценивать их поступки, возмущаться несправедливостью. Например, о рассказе «Бабка» В. Осеевой (слова участников приводятся без поправок):
- Егорова А. «Это поучительный рассказ. После его прочтения, задумываешься над своим отношением к другим людям, которые желают нам добра, искренне любят. Мы же относимся к ним часто без должной благодарности.
- Автор показал семью, в которой не уважали старую мудрую бабушку, которая любила их. Они относились к ней, как к прислуге и даже, как к обузе или проблеме. Но бабка как будто не замечала этого. Продолжала обо всех заботиться, но больше всего о внуке. Именно у него начало пробуждаться чувство благодарности. Только после смерти бабушки он осознал всю глубину потери».
- Гимазова Лилия «Этот рассказ заставил меня плакать. Я много слышала таких историй про бессердечных и неблагодарных детей. Такое отношение к родителям не годится. Наш долг – всегда помогать тем, кто нас вырастил!»
- Останин Денис. «Надо уважать старших. Мне жалко бабушку из рассказа. В нашей семье к бабушке так не относятся».
- О рассказе Юрия Нагибина «Заброшенная дорога».
- Зайцева Юля (читали с мамой) «Сюжет рассказа в том, что один грибник заблудился и забрел на заброшенное шоссе, заросшее травой и сорняком. Там он встретил мальчика, который пропалывал эти сорняки. Мальчик убедил его в том, что дороги не должны зарастать, иначе люди никогда не будут вместе.
У каждого человека своя главная дорога в жизни. Но мы живем не в сказке, и знаем, как много “заброшенных дорог” между людьми. И эти дороги нужно “Расчищать”».
Подобных коротких отзывов очень много (около 1000). Все работы находятся в прямом доступе, их можно увидеть в интернете, открыв проект. Получилось нечто похожее на коллективный огромный читательский дневник.
В-четвёртых. Ученики и родители получили возможность интеллектуального общения в сети и ещё один способ ненавязчивого воспитания посредством непринуждённого чтения.
Пятое. Самое главное – ребята читали! Читали без понукания, самостоятельно! (особенно 5-7 класс). Это было видно по интенсивности работы и силе эмоций (высказываний сразу по прочтению). Потом ребята видели нескладность фраз и удаляли первые возмущённые несправедливостью или горечью отзывы, затем, когда проходил «взрыв эмоций» писали уже более спокойно. Как организатор, я читала и то, что удалено.
Сетевой проект работает в реальном времени и пространстве, где всё фиксируется. Организатор обязан следить за всем, что происходит в проекте и при необходимости вовремя корректировать, т.к. бывают и случаи детского виртуального хулиганства. Иногда дети так проверяют, а правда ли, что они работают все вместе одновременно на одном виртуальном пространстве, т.е. отслеживают реакцию.
Вывод:
- Судя по отзывам участников, проект прошёл успешно. У многих появилось желание поучаствовать в новых проектах. Семья Капотовых из Зеленодольска. «Мы случайно узнали о нем (проекте) и хотя времени до окончания проекта оставалось очень мало, мы с сыном решили попробовать. Чтение рассказов так увлекло, что останавливаться не хотелось. Очень интересная, полезная подборка рассказов. Познакомились с рассказами писателей, которые ранее нам были неизвестны А.Жарова, И.Пивоварова, А.Драбкина. Больше всего понравились рассказы о дружбе, взаимоотношениях между подростками. Хотелось бы еще поучаствовать в таком проекте. Будем следить за вашими новостями. Творческих успехов Вам в работе». Гимназия №184 из Н. Новгорода. «Спасибо за этот проект. Он подарил нам много замечательных моментов. Благодаря ему мы научились чувствовать, переживать, плакать, радоваться. Мы научились выражать свои эмоции не только в словесной форме. Мы научились выражать свои чувства на бумаге буквами и рисунками. Многие рассказы и повести, которые мы читали в проекте, мы читали впервые. Хочется Вас попросить, чтобы в будущем учебном году, Вы продолжили проект. Потому что благодаря проекту «Добру откроем мы сердца», весь учебный год был пропитан духом литературы. И очень не хочется с этим настроением расставаться!»
- Не надо бояться новых технологий. Чтобы идти со временем в ногу нужно внедрять их в свою работу. Правильно и вовремя применённые технологии помогают налаживать общение между всеми участниками образовательных отношений.
- PS: В 2016-2017 учебном году проект продолжит свою работу. Ждём новых читателей! Наберите в поисковой строке: сетевой библиотечный проект «Добру откроем сердце» и станьте его участником.
Автор статьи: Е.В. Токмакова, заведующая библиотекой МБОУ «Школа №91 с углублённым изучением отдельных предметов»
Возврат к списку
На странице сетевые проекты сделала ссылку на проект "Добру откроем сердце"
ОтветитьУдалитьСпасибо
Удалить