среда, 10 октября 2018 г.

Пересборка личности. Школьная библиотека и чтение: зарубежный аспект и российская практика

Президент РШБА Т.Д. Жукова в интервью «Учительская газета», №33 от 14 августа 2018 года.


Весной этого года в Минобрнауки России прошло Всероссийское совещание на тему «Реализация Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров: управленческий аспект», где был принят важный документ - План реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Эта очень нужная и своевременная «дорожная карта» родилась в результате успешного общественно-государственного сотрудничества профессионального сообщества школьных библиотекарей России, информационного центра «Библиотека им. К.Д.Ушинского» РАО и Минобрнауки России. В плане намечены конкретные шаги, которые позволят и нам идти в мировой логике развития школьных библиотек.

Мы живем в мире возрастающей сложности. Ежесекундно человечество генерирует больше информации, чем человеческий мозг может усвоить за всю свою жизнь. Мы активно осваиваем новые технологии, которые влияют друг на друга и лавинообразно порождают новые смыслы и новые способы познания мира. Происходит постоянная пересборка содержания профессиональных компетенций, трансформируются функции социальных институтов. Живущий в таком сложном мире человек тоже должен постоянно меняться. Его мозг должен развиваться. И, конечно, сегодняшним детям нужна другая когнитивная нагрузка.

По мнению многих мировых лидеров в образовании, два «предмета» должны сформировать новую основу школьного образования и присутствовать во всех курсах: обучение тому, как учиться, и обучение тому, как думать. А для этого необходимы изучение мозга, механизмов памяти, процессов запоминания и хранения информации и объединение этих знаний с новыми идеями.

Как говорит создатель карты VISA Ди Хок, «коллективная память всего человечества вскоре будет от каждого из нас не дальше, чем в нескольких нажатиях клавиш».
Мы быстро движемся от Всемирной компьютерной сети к всемирному обучающемуся обществу, к обществу интерактивных и самостоятельных учеников. Сбывается прогноз В.И.Вернадского: мы плавно переходим в ноосферу.

Реалии таковы, что наши дети должны уметь ориентироваться в мире избыточной информации, фильтровать ее, самостоятельно выстраивать свою траекторию развития, постоянно актуализировать свою картину мира. Поэтому парадигма знаний сегодня уступает место парадигме смысла. И в этом контексте библиотека будущего - это своеобразная смыслотека.
Чтобы дать необходимые компетенции человеку завтрашнего дня, система образования должна принципиально измениться уже сегодня и выполнять задачу «достраивать человека».

Известный философ И.М.Фейгенберг не случайно ввел понятие «человек достроенный». Действительно, на протяжении веков человек «достраивался», эволюционируя как личность, развивая средства производства, орудия труда, обустраивая свой быт. Искусственный интеллект, роботы, дополненная, или расширенная, реальность - это тоже «достройка» человека будущего.

В западноевропейских странах все чаще употребляется термин «расширение человека» - его физических, интеллектуальных, когнитивных, коммуникационных возможностей. Этот процесс необходим для творчества, для генерации новых идей. И чтение в этом контексте - важнейший и сложнейший когнитивный процесс. Вот поэтому мы просто обязаны дать новому многозадачному цифровому поколению не только навыки быстрого извлечения и переработки необходимой информации, но и прежде всего навыки вдумчивого, осмысленного творческого чтения!
Как отмечено в Руководстве Международной федерации библиотечных ассоциаций для школьных библиотек, «воспитание мотивированных читателей - важная часть деятельности школьных библиотек во всем мире».
Известное международное исследование PISA отражает результаты читательской компетентности школьников, а также эффективность работы институций по чтению в разных странах мира. Индекс PISA - это показатель качества мышления, и у российских детей он пока очень низкий.

Говорят, что потребности поколения «Z» и более позднего «Омега» будет обеспечивать принципиально иная, чем сейчас, «умная» смарт-среда. Осознавая это, многие государства уже сейчас перестраивают свои национальные системы образования.

Если посмотреть на требования к человеческому капиталу на основе «запроса из будущего», то главный вызов сегодня - это возрастающий разрыв между требованиями и возможностями. Миллиону наших учителей надо обновляться, но, к сожалению, многие из них не готовы к этим процессам. И в этом контексте интересен опыт зарубежных коллег, которые поняли, что школьные библиотеки и их специалисты могут закрыть такой разрыв между требованиями и сегодняшними возможностями школы (образования), стать своего рода лабораторией творчества для учащихся и, что самое главное, «центральным мозгом» школы, лабораторией творчества, инноваций, развития новых компетенций учителя.

Еще 15 лет назад, трансформируя школьных библиотекарей в педагогов-библиотекарей, наши зарубежные коллеги поставили задачу сделать их лидерами и агентами перемен в образовательных сообществах, дав им опережающее образование. Во многих странах мира, таких как Великобритания, Южная Корея, Австралия и других, была создана система непрерывного образования школьных библиотекарей, позволившая организовать их переподготовку в режиме «нон-стоп» на педагогов-библиотекарей при поддержке и участии мощных профессиональных ассоциаций.
Благодаря этому педагоги-библиотекари стали очень ценными членами педагогического сообщества, создали и развивают эффективную интерактивную среду обучения в школах.

Лучшей в мире признана Национальная программа модернизации школьных библиотек Южной Кореи. В этой стране принят пятилетний мастер-план по развитию школьных библиотек. Важно отметить, что это стало возможным благодаря организованному родительскому движению. Детей стали побуждать больше думать и читать с целью развития целостного мышления. В стране прошла сплошная переподготовка школьных библиотечных кадров на педагога-библиотекаря, в ходе которой особое внимание было уделено таким вопросам, как формирование информационной культуры, психология и педагогика чтения. Поэтому один из лучших результатов в мире по качеству чтения именно у южнокорейских старшеклассников.
В ноябре 2017 года Американская ассоциация школьных библиотекарей AASL провела ежегодную конференцию с участием более 2,5 тысячи школьных библиотекарей, администраторов и экспонентов: издателей, IT-специалистов. Темой конференции стал слоган «За горизонтом». В рамках этого мероприятия прошли более ста параллельных сессий, масштабная выставка продукции компаний, имеющих отношение к школьным библиотекам и их пользователям. Одним из важнейших итогов конференции стал запуск Национальных стандартов школьных библиотек для учащихся и школьных библиотекарей, призванных расширить возможности библиотекарей в трансформации преподавания и обучения.

Главная особенность американских стандартов - комплексная основа и для учащихся, и для школьных библиотекарей, и для школьных библиотек. В США принятый более пятнадцати лет назад Стандарт учащегося - это прежде всего стандарт по информационной грамотности ученика ХХI века. А в новом стандарте акценты сделаны на цифровое гражданство, этику в Интернете, информационную гигиену и другие новые ракурсы меняющегося мира.
Библиотекари во всем мире понимают информатику как науку об информационных процессах - в природе, человеке, в ИКТ. Уже много лет существует четкое разделение между задачами предметника по информатике, который развивает компьютерную грамотность, и задачами педагога-библиотекаря, для которого важно прежде всего развитие информационной грамотности, понимание информационных процессов, умение жить и работать в этих процессах, что особенно актуально в среде с угрозами манипулирования неокрепшим сознанием ребенка. В нашей стране это нашло отражение в ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Таким образом, вы сами можете убедиться в принципиальном отличии наших подходов. Директора большинства российских школ порой облегченно понимают сущность новой профессии педагога-библиотекаря и в условиях оптимизации образования перевели на эту должность не имеющих специальной подготовки учителей-предметников.

Однако в России есть блестящая кемеровская научная школа Н.И.Гендиной. Ее подходы к информационному образованию школьников, реализованные в программе формирования информационной культуры личности, поддержаны не только в России, но и на мировом уровне. Но эта уникальная программа пока работает локально и исключительно на инициативной основе.
Радует, что в «дорожной карте» Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров есть это важное направление - создание сети пилотных площадок и обучение команды тьюторов по программе формирования информационной культуры личности. Таким образом, Россия идет в русле мировых тенденций. На протяжении веков учебная библиотека в нашей стране развивалась как место, где происходит пересборка личностей учителя и ученика. Сегодня мы являемся свидетелями восстановления этой системы на новых принципах и с учетом новых технологий.
Осуществляется финансирование в рамках мероприятий ФЦПРО 2.4 и 2.3, что позволило создать много уникальных школьных библиотек, которые - и это очень важно! - для многих директоров школ становятся их визитной карточкой. Яркий пример - школа №32 г. Краснодара. Директор этой школы Лариса Валиулина смогла привлечь к 1 млн рублей федеральной субсидии еще почти 2 млн рублей из других бюджетов. Развивая библиотечное пространство образовательной организации, Лариса Фрунзевна открыла первую в России «Комнату читающей мамы».

Такой опыт следует распространять и развивать, погружать детей в такую интеллектуальную среду, которая формирует вкус к чтению, интерес и любовь к книге. Необходимо отметить, что особенность кризиса детского чтения XXI века в России - слабая читательская среда: ребенок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Но это тема отдельного разговора…


От редакции

В октябре, во время Международного месячника школьных библиотек, будет дан старт Всероссийского фестиваля-смотра школьных программ развития детского и юношеского чтения «Пять шагов к читающей школе: стратегия роста». Подробнее об этом главный разработчик проекта Татьяна Жукова расскажет в следующих номерах «Учительской газеты».

Источник: www.ug.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий