1.
Значение школьных библиотек в современном мире и в России
Значение школьных библиотек в современном мире и в России
Начало XXI века можно рассматривать как начало разделения стран по признаку трансформации роли библиотек в жизни общества. В ряде зарубежных стран (США, Австралия, Швеция, Нидерланды, Южная Корея, Сингапур и другие) в начале 2000-х годов произошла трансформация библиотек в центры активного обучения, а библиотекари стали агентами перемен в образовательном процессе. Школьные библиотеки стали инфраструктурной основой образовательного процесса, обеспечивающей необходимые условия для реализации метапредметного обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для распространения лучших практик и выработки единых рекомендаций по оснащению и функционированию школьных библиотек создаются региональные, национальные и международные ассоциации, такие как IFLA (International Federation of Library Associations, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений) и IASL (International Association of School Librarianship, Международная ассоциация школьных библиотек), в деятельности которых принимает активное участие и Россия.
Актуальной повесткой развития школьных библиотек во всем мире является применение нейрокогнитивного подхода (использование современных научных знаний о работе мозга для повышения эффективности обучения) для профессионального, интеллектуального и культурного формирования творческой личности, соответствующей эпохе экономики знаний.
Библиотека выполняет образовательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции. Она становится важнейшим центром общественной жизни, точкой доступа к новейшим технологиям работы с информацией для всего населения, местом коллективного мышления и сотворчества, площадкой для проведения культурных мероприятий и ключевым элементом инфраструктуры чтения и непрерывного образования, что требует качественно иного оснащения и организации пространства. Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных типов, школьная библиотека воспитывает квалифицированного читателя, обладающего критическим мышлением и умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации, опираясь на исследовательский подход.
В образовательных организациях библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогов. Сообществом педагогов-практиков на базе школьных библиотек создается авторский образовательный контент, представляющий собой информационные ресурсы различных типов – мультимедийные образовательные ресурсы, дистанционные курсы, интерактивные образовательные модули.
Важной тенденцией становится предоставление со стороны библиотек инфраструктуры для смарт-обучения (smart education, «умное обучение»). Данное направление непрерывного образования предполагает гибкое обучение в интерактивной образовательной среде, включающей общественное пространство для коллективной работы, интерактивный контент и интеллектуальные технологии обучения.
Благодаря внедрению инновационных механизмов работы и сетевому взаимодействию школьных библиотек повышается общая эффективность национальных систем общего образования, с точки зрения оптимального использования имеющихся ресурсов для достижения качественно новых образовательных результатов.
Следуя перечисленным тенденциям, национальные сети библиотек образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала в информационную эпоху.
В России, как и во всем мире, наблюдается трансформация роли школьных библиотек и выполняемых ими функций, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.
Совершенствуется нормативная правовая база, обеспечивающая работу школьных библиотек. Введена должность «педагог-библиотекарь», ведется разработка соответствующего профессионального стандарта. На местах принимаются локальные нормативные правовые акты, обеспечивающие работу школьных библиотек.
Работает ряд механизмов научно-методической поддержки школьных библиотек. Динамично развивается такое общественное движение как Русская школьная библиотечная ассоциация, оказывающая научно-методическую поддержку школьным библиотекам. В ряде регионов действуют ассоциации школьных библиотек и центры их методической поддержки, региональные и муниципальные программы развития школьных библиотек и библиотечных сетей. Для поддержки школьных библиотек привлекаются институты повышения квалификации и развития образования, педагогические вузы и колледжи.
Усиливается сетевое взаимодействие школьных библиотек. Реализуются различные экспериментальные модели работы библиотек: медиатеки, информационно-ресурсные центры по различным гуманитарным и естественнонаучным профилям, центры мультикультурного образования, музеи при библиотеках и другие. В ряде общеобразовательных организаций страны проводятся эксперименты по работе библиотеки как педагогического подразделения.
Принимаются меры для развития кадрового обеспечения. Реализуются краткосрочные проекты по аттестации и переподготовке специалистов. Для работников библиотек проводятся мероприятия по обмену опытом, действуют профессиональные сообщества в сети Интернет.
Совершенствуется материально-техническая и информационно-ресурсная база общеобразовательных организаций в целом и школьных библиотек в частности. Выделяются средства на строительство, реконструкцию и модернизацию школ. В нескольких регионах реализованы краткосрочные проекты по модернизации школьных библиотек, развитию горизонтальной кооперации, обновлению книжных и электронных фондов.
Ведутся работы по развитию программного обеспечения. Во многих школьных библиотеках внедрены автоматизированные библиотечные информационные системы. При поддержке школьных библиотек используются системы электронного (в том числе дистанционного) обучения, образовательные сервисы и другие информационные технологии, обеспечивающие поддержку и мониторинг хода реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
В целом, можно резюмировать, что тенденция к трансформации школьных библиотек в той или иной мере получила распространение на всей территории России как часть более общей тенденции к модернизации инфраструктуры общего образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий