четверг, 3 марта 2016 г.

Проект Концепции развития школьных библиотек России

1.
Значение школьных библиотек в современном мире и в России

Начало XXI века можно рассматривать как начало разделения стран по признаку трансформации роли библиотек в жизни общества. В ряде зарубежных стран (США, Австралия, Швеция, Нидерланды, Южная Корея, Сингапур и другие) в начале 2000-х годов произошла трансформация библиотек в центры активного обучения, а библиотекари стали агентами перемен в образовательном процессе. Школьные библиотеки стали инфраструктурной основой образовательного процесса, обеспечивающей необходимые условия для реализации метапредметного обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для распространения лучших практик и выработки единых рекомендаций по оснащению и функционированию школьных библиотек создаются региональные, национальные и международные ассоциации, такие как IFLA (International Federation of Library Associations, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений) и IASL (International Association of School Librarianship, Международная ассоциация школьных библиотек), в деятельности которых принимает активное участие и Россия.
Актуальной повесткой развития школьных библиотек во всем мире является применение нейрокогнитивного подхода (использование современных научных знаний о работе мозга для повышения эффективности обучения) для профессионального, интеллектуального и культурного формирования творческой личности, соответствующей эпохе экономики знаний.
Библиотека выполняет образовательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции. Она становится важнейшим центром общественной жизни, точкой доступа к новейшим технологиям работы с информацией для всего населения, местом коллективного мышления и сотворчества, площадкой для проведения культурных мероприятий и ключевым элементом инфраструктуры чтения и непрерывного образования, что требует качественно иного оснащения и организации пространства. Предоставляя доступ к информационным ресурсам различных типов, школьная библиотека воспитывает квалифицированного читателя, обладающего критическим мышлением и умеющего ориентироваться во всем многообразии доступной информации, опираясь на исследовательский подход.
В образовательных организациях библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогов. Сообществом педагогов-практиков на базе школьных библиотек создается авторский образовательный контент, представляющий собой информационные ресурсы различных типов – мультимедийные образовательные ресурсы, дистанционные курсы, интерактивные образовательные модули.
Важной тенденцией становится предоставление со стороны библиотек инфраструктуры для смарт-обучения (smart education, «умное обучение»). Данное направление непрерывного образования предполагает гибкое обучение в интерактивной образовательной среде, включающей общественное пространство для коллективной работы, интерактивный контент и интеллектуальные технологии обучения.
Благодаря внедрению инновационных механизмов работы и сетевому взаимодействию школьных библиотек повышается общая эффективность национальных систем общего образования, с точки зрения оптимального использования имеющихся ресурсов для достижения качественно новых образовательных результатов.
Следуя перечисленным тенденциям, национальные сети библиотек образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала в информационную эпоху.
В России, как и во всем мире, наблюдается трансформация роли школьных библиотек и выполняемых ими функций, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.
Совершенствуется нормативная правовая база, обеспечивающая работу школьных библиотек. Введена должность «педагог-библиотекарь», ведется разработка соответствующего профессионального стандарта. На местах принимаются локальные нормативные правовые акты, обеспечивающие работу школьных библиотек.
Работает ряд механизмов научно-методической поддержки школьных библиотек. Динамично развивается такое общественное движение как Русская школьная библиотечная ассоциация, оказывающая научно-методическую поддержку школьным библиотекам. В ряде регионов действуют ассоциации школьных библиотек и центры их методической поддержки, региональные и муниципальные программы развития школьных библиотек и библиотечных сетей. Для поддержки школьных библиотек привлекаются институты повышения квалификации и развития образования, педагогические вузы и колледжи.
Усиливается сетевое взаимодействие школьных библиотек. Реализуются различные экспериментальные модели работы библиотек: медиатеки, информационно-ресурсные центры по различным гуманитарным и естественнонаучным профилям, центры мультикультурного образования, музеи при библиотеках и другие. В ряде общеобразовательных организаций страны проводятся эксперименты по работе библиотеки как педагогического подразделения.
Принимаются меры для развития кадрового обеспечения. Реализуются краткосрочные проекты по аттестации и переподготовке специалистов. Для работников библиотек проводятся мероприятия по обмену опытом, действуют профессиональные сообщества в сети Интернет.
Совершенствуется материально-техническая и информационно-ресурсная база общеобразовательных организаций в целом и школьных библиотек в частности. Выделяются средства на строительство, реконструкцию и модернизацию школ. В нескольких регионах реализованы краткосрочные проекты по модернизации школьных библиотек, развитию горизонтальной кооперации, обновлению книжных и электронных фондов.
Ведутся работы по развитию программного обеспечения. Во многих школьных библиотеках внедрены автоматизированные библиотечные информационные системы. При поддержке школьных библиотек используются системы электронного (в том числе дистанционного) обучения, образовательные сервисы и другие информационные технологии, обеспечивающие поддержку и мониторинг хода реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
В целом, можно резюмировать, что тенденция к трансформации школьных библиотек в той или иной мере получила распространение на всей территории России как часть более общей тенденции к модернизации инфраструктуры общего образования.


2. Состояние и проблемы развития школьных библиотек

В настоящий момент система общего образования претерпевает масштабную реструктуризацию. Общее число общеобразовательных организаций за последние годы сократилось в связи с укрупнением в ряде регионов, при этом расширился спектр предоставляемых ими образовательных программ, возросла численность обучающихся. По ряду показателей состояния материально-технических базы образовательных организаций отмечается положительная динамика: к сети Интернет подключено 99,9% школ, в регионах вводятся новые здания для школ в рамках федеральных и региональных программ.
По данным статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики, в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, функционирует 45 729 библиотек, из них 23 859 (или 52%) имеют цифровую (электронную) библиотеку. Общий фонд школьных библиотек составляет более 616 млн. экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.
По результатам опросов, проведенных Русской школьной библиотечной ассоциацией, В 14% школ разработаны критерии аттестации педагога-библиотекаря, в 22,4% педагог-библиотекарь приравнен по льготам к учителям-предметникам, в 23,5% школ разработаны коэффициенты оплаты труда педагога-библиотекаря.
В настоящее время одним из ключевых препятствий к развитию школьных библиотек является несогласованность действий федеральных, региональных, муниципальных и районных органов власти, отсутствие единой федеральной рамки.
Требования ФГОС не могут удовлетворяться в полной мере ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры чтения, удовлетворения информационных потребностей, самоопределения, метапредметной образовательной деятельности, формирования целостной картины мира.
Не зафиксировано общее понимание функций, которые должны выполняться библиотекой, требований к квалификации персонала и образа информационно-образовательной среды, частью которой должна стать школьная библиотека.
К общим проблемам, препятствующим реализации всех возможностей школьных библиотек, относятся несовершенство нормативной правовой базы, слабая материально-техническая база, проблемы кадрового обеспечения, кризис информационно-ресурсных фондов, недостаточность программного обеспечения.
В части нормативного правового обеспечения школьных библиотек требуется создание полноценной нормативной правовой базы, обеспечивающих возможность работы школьных библиотек.
Ввиду отсутствия необходимой нормативной правовой базы, со стороны отдельных представителей региональной и муниципальной власти отмечаются сложности в применении соответствующего понятийного аппарата по отношению к библиотекам в сельских школах, что негативно сказывается на развитии таких библиотек.
Школьным библиотекам присваиваются различные названия – «школьная библиотека», «медиатека», «библиотечно-информационный центр», «медиацентр» и так далее, при отсутствии четких определений и критериев соответствия тому или иному статусу. Большинство библиотек не имеют статуса педагогического структурного подразделения, несмотря на определяющую роль в образовательном процессе.
Требуют актуализации федеральные государственные образовательные стандарты и нормативное правовое обеспечение трудовой деятельности работников библиотек.
Существует ряд нормативных правовых и организационных барьеров, затрудняющих перевод сотрудников библиотек общеобразовательных организаций на должность «педагог-библиотекарь» в связи с невозможностью профессиональной переподготовки и получением недостающего компонента (для педагогов – библиотечно-библиографических знаний, для библиотекарей – педагогики и психологии).
В части научно-методического обеспечения также требует решения ряд вопросов. Система методического развития школьных библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, находится в упадке и требует восстановления. Отмечается сокращение региональных и муниципальных методистов, осуществляющих поддержку библиотек. Отсутствует централизованная методическая поддержка школьных библиотек на федеральном уровне и, в большинстве случаев, на региональном и муниципальном уровнях.
Необходимы методические рекомендации по расчету нормативов обеспечения учащихся и педагогического коллектива информационно-методическими ресурсами, программной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, методические рекомендации по расчету нормативов кадрового и материально-технического обеспечения библиотеки в зависимости от числа обучающихся и условий реализации образовательных программ в конкретной организации.
Требует урегулирования ряд кадровых вопросов. В большинстве регионов отмечается низкий уровень социальной и экономической защищенности сотрудников библиотек образовательных организаций.
Наблюдается возрастание нагрузки на работников школьных библиотек при расширении репертуара предоставляемых услуг в соответствии с требованиями ФГОС, что приводит к необходимости привлечения работников с различными профилями компетенций, в том числе педагогического, административного, технического и вспомогательного персонала.
Среди кадровых вопросов, требующих внимания, регионы также отмечают необходимость мотивации работников к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, выявление и продвижение инновационного опыта, создание условий для развития творческого потенциала сотрудников, выделение учебных часов в образовательной программе школы для выполнения функций педагога-библиотекаря.
Требует развития существующая система подготовки и повышения квалификации. Отмечается нехватка программ подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек. При реализации существующих программ подготовки административного персонала и педагогов-предметников недостаточно полно освещаются вопросы участия школьных библиотек в образовательном процессе. Отмечается потребность в дистанционных электронных курсах, раскрывающих вопросы использования школьных библиотек в образовательном процессе.
В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники.
Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность электронных фондов. Уровень обновляемости фондов библиотек общеобразовательных организаций оценивается в 1% при норме ЮНЕСКО 8 ‑ 10% в год. Нуждаются в обновлении фонды программной классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы. Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.
Остро востребованы механизмы создания и актуализации образовательного контента различных типов. Опыт реализации федеральных и региональных проектов по созданию общеобразовательного электронного контента показал необходимость привлечения к разработке, актуализации и экспертизе образовательных модулей непосредственных участников образовательного процесса – педагогов, методистов, учебной администрации, родителей, обучающихся, а также общественных и коммерческих организаций.
Дублирование работ по наполнению электронных каталогов отдельных школьных библиотек, недостаточное использование электронных информационных ресурсов и устаревшие механизмы работы приводят к неоптимальному использованию имеющихся ресурсов и высоким издержкам системы общего образования.
В части программного обеспечения отмечается острая нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам, отсутствие средств поддержки метапредметной образовательной деятельности, самоопределения и профессиональной ориентации.
Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения – системы дистанционного обучения, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательного процесса.
Работники школьных библиотек отмечают проблемы, связанные с приобретением лицензий дорогостоящего программного обеспечения для автоматизации процессов информационно-библиотечного обслуживания.
Отсутствуют программные средства, обеспечивающие возможность юридически непротиворечивого использования в учебных целях электронных ресурсов, подпадающих под действие авторских и смежных прав.
В целом в России наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.


3. Основные направления реализации Концепции

Для создания новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, необходимо совершенствование нормативного правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения. Развитие каждого из видов обеспечения должно быть направлено на поддержку образовательной, информационно-методической, культурно-просветительской, профориентационной, обеспечивающей и досуговой функций школьных библиотек,
В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС общего образования в части терминологии и условий реализации образовательных программ, обновлено нормативное правовое обеспечение трудовой деятельности педагогов-библиотекарей с предоставлением им всех прав, установленных для педагогических работников, разработаны типовые нормативные правовые акты уровня организации и сформирован комплекс методических рекомендаций по развитию школьных библиотек в соответствии с Концепцией. Должны быть проработаны вопросы обеспечения свободного доступа к ресурсам учебного назначения с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.
В части развития научно-методического обеспечения должны быть приняты необходимые организационные меры по созданию Федерального информационно-методического центра на базе научной педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского, а также региональных и муниципальных информационно-методических и ресурсных центров.
Система информационно-методических центров должна обеспечивать централизованную каталогизацию ресурсных фондов, мониторинг и распространение лучших научно-методических практик, организацию взаимодействия с государственными и общественными институтами, участие библиотечного сообщества в формировании образовательных программ педагогической направленности.
Распространение научно-методического опыта должно учитывать отечественные и мировые достижения в сфере педагогики и библиотечной деятельности, результаты исследований работы мозга, должно использовать авторские наработки участников сети и опыт инновационных и стажировочных площадок.
Должно быть обеспечено издание тематической литературы и периодики, пополнение банка педагогических инноваций, должны проводиться регулярные мероприятия по обмену опытом.
В целях развития кадрового обеспечения на базе существующих организаций дополнительного профессионального образования должна быть выстроена инфраструктура подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, участвующих в библиотечной деятельности. Должна быть актуализирована система подготовки педагогов-предметников, руководителей образовательных организаций и органов управления образованием, педагогов дополнительного профессионального образования. В результате обучения перечисленные категории специалистов должны быть осведомлены о роли школьной библиотеки в образовательном процессе и предоставляемых им возможностях.
Должен быть принят профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь» и выстроена система непрерывного образования, ориентированная на глубокое гуманитарное, психолого-педагогическое, библиотечно-информационное и личностное развитие педагогов-библиотекарей, обеспечивающее соответствие данному стандарту.
Должны быть проработаны вопросы кадрового обеспечения школьных библиотек в части административного, технического, вспомогательного персонала.
С целью качественного повышения кадрового состава школьных библиотек создан сетевой университет, предоставляющий дистанционные электронные курсы для работников школьных библиотек, педагогов-предметников, учебной администрации.
В рамках материально-технического обеспечения каждой школьной библиотеке должны быть выделены пространственно-обособленные зоны различных типов. Пространство школьной библиотеки должно включать зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий.
Пространство школьной библиотеки должно способствовать привлечению посетителей за счет создания комфортных условий для отдыха и досуговой деятельности, обеспечивать доступ к сети Интернет, к внутренним информационным ресурсам и внешним электронным фондам ограниченного доступа, к мультимедийному и копировальному оборудованию.
В интересах посетителей младшего и среднего школьного возраста школьная библиотека должна предоставлять широкий спектр средств организации творческой и игровой деятельности.
На базе национальной сети школьных библиотек должна быть реализована поддержка смарт-обучения для всего населения России, включая взрослых граждан, ориентированных на самостоятельное непрерывное обучение на протяжении всей жизни, должна быть организована инфраструктура чтения.
В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо восполнение и пополнение фондов печатных изданий, расширение электронных фондов. Должна быть обеспечена централизованная каталогизация фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования, с возможностью локального уточнения карточек для учета специфики запросов в конкретных организациях.
Должны быть проработаны механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе контента непосредственных участников образовательного процесса – педагогов, методистов, учебной администрации, родителей, обучающихся, а также общественных и коммерческих организаций. Должен быть запущен самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации образовательного контента.
Расширение возможностей доступа к ресурсам должно также обеспечиваться предоставлением доступа к электронным фондам общественного достояния, реализацией возможности печати по требованию.
Для обеспечения полноты реализуемых школьными библиотеками функций организована их горизонтальная кооперация, которая предполагает взаимную поддержку участников информационно-образовательными и материально-техническими ресурсами.
Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, что позволит создать единую систему обслуживания читателей с работой по общему плану, согласованному с местными органами управления, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг информационно-библиотечного обслуживания населения.
Сетевое взаимодействие библиотек, широкое использование электронных ресурсов, внедрение системы печати по требованию и использование современных методик работы должно обеспечить оптимизацию затрат системы общего образования.
В части развития программного обеспечения школьные библиотеки должны быть поддержаны современными программными средствами работы с информацией.
Для доступа к научно-методическим наработкам должен быть создан информационно-методический портал, обеспечивающий поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям об организуемых мероприятиях.
На базе школьных библиотек должны получить широкое распространение технологии электронного обучения, поддержанные авторским электронным контентом.
Для поддержки процессов библиотечного обслуживания должно быть создано облачное программное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.
Для реализации метапредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.
Для развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, поиск по внешним системам электронной дистрибуции, печать по требованию, мониторинг востребованности информационных ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.
Для поддержки образовательной и профориентационной функций школьных библиотек должен быть создан образовательно-игровой карьерный симулятор, предназначенный для моделирования социальных траекторий и развития компетенций игрового персонажа через освоение игроком реальных образовательных модулей
В целях информационно-методической поддержки педагогической деятельности должна быть создана система, предоставляющая сервисы для подготовки и проверки контрольных и проверочных работ, компоновки и верстки раздаточных материалов к занятиям, формирования электронного педагогического портфолио для подготовки к педагогической аттестации.
Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным библиотекам обеспечить реализацию ФГОС и организовать продуктивное сотрудничество между педагогами в рамках образовательной организации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий