четверг, 3 марта 2016 г.

Декларация школьных библиотекарей России "Библиотеки изменяют жизнь школы"

1.
Проект Декларации школьных библиотекарей России

Дорогие соотечественники!
Мы, школьные библиотекари, обращаемся к вашему чувству ответственности за наших детей и внуков. Необходимо осознать, что Россия не может быть Великой страной без читаю􏰀щего нового поколения. Эту миссию всегда брала и сегодня берет на себя школьная библиотека — первая в жизни ребенка библиотека, открытая для бесплатного пользо􏰀вания нашим литературным наследием и лучшими произведениями современности. Школьная библиотека — вторая педагогическая система школы, помогающая детям средствами книги и чтения учиться, выходить за рамки учебников и становиться людь􏰀 ми. Это островок гражданского общества, где предоставлена ученикам свобода выбо􏰀ра книг для чтения, свобода высказываний своего мнения о прочитанном, свобода об􏰀щения, где приветствуется самостоятельная мысль ребенка и стремление его к само􏰀 раскрытию. Это пространство активного досуга в школе, где есть возможность читать, играть, рисовать, пользоваться компьютером, дискутировать, заниматься творчест􏰀вом.
Мы несем ответственность за предоставление детям качественной и безопасной литературы и безопасного Интернета, неспособных причинить им моральный ущерб и направить на безнравственные и противоправные действия.
Мы средствами книги и чтения стремимся изменить мир детства к лучшему, развить познава􏰀 тельную и творческую активность детей, наполнить их душу светлыми мыслями и чувствами, противостоять безнравственности и другим порокам нынешнего растуще􏰀 го поколения.
Мы побуждаем учеников участвовать в конкурсах, олимпиадах, кружках и клубах, оказываем помощь в написании рефератов, докладов, в создании проектов и выполнении дру􏰀 гих школьных заданий.
Мы заботимся о речевом развитии детей, о культуре их межличностного общения, о правиль􏰀 ном словесном самовыражении, пресекаем неуважительное отношение к русскому языку.
Мы содействуем взаимопониманию и уважительному отношению детей друг к другу незави􏰀 симо от национальности, цвета кожи, учебной успеваемости и состояния здоровья.
Мы обращаемся к родителям, бабушкам и дедушкам учеников с призывом к совместной дея􏰀 тельности, направленной на развитие и воспитание детей, на обеспечение им воз􏰀 можности в будущем стать достойными гражданами России.
Мы обращаемся к представителям прессы, средств массовой информации, формирующих общественное мнение, с призывом к их деятельному участию в освещении возмож􏰀 ностей школьной библиотеки, стоящей у руля приобщения детей к книге и чтению.
Мы обращаемся к учителям и директорам школ с призывом включить наши планы и наши воз􏰀 можности в выработку общей стратегии деятельности по воспитанию и развитию школьников, предусмотренной в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Мы обращаемся к властным структурам общества с требованием изыскать возможности обеспечения школьной библиотеки книгами и журналами, нужными детям. Наполне􏰀 ние фондами — это гарантия того, что призыв Президента В.В. Путина «активизиро􏰀вать возможности библиотеки», высказанный на Российском литературно собрании, сможет быть реализован.
Библиотека является неотъемлемой и жизненно важной частью любого учебного заведения
Миллионы учащихся и учителей в разных уголках нашей страны и во всем мире обращаются в библиоте􏰀ки, чтобы учиться, развиваться интеллектуально и нравственно. Помимо учебной, познава􏰀тельной, художественной литературы, читатели школьных библиотек посредством компьютер􏰀ных сетей получают доступ к удаленным информационным ресурсам, что позволяет им шире смотреть на мир и открывать много нового. Работники школьных библиотек осознают свою от􏰀ветственную роль в гуманистическом воспитании подрастающего поколения и подготовке его к встрече с реалиями информационного общества. Настоящим мы заявляем и торжественно подтверждаем понимание ответственности за гуманизацию жизни школы и призываем коллег выразить свою солидарность, поставив подпись под данной Декларацией.
Библиотека — структурное подразделение школы
Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса и когнитивным ресурсом школы. Библиотечными средствами она поддерживает и развивает цели образования, изначально поставленные перед школой ее учредителями и закрепленные в Феде􏰀ральном государственном образовательном стандарте, участвует в проектной деятельности шко􏰀лы, обеспечивает читательское развития ребенка, активизирует его творческий потенциал. Дея􏰀тельность библиотекаря в школе носит не обслуживающий, а креативный характер.
Гуманистическая миссия библиотеки
Школьные библиотеки обеспечивают всем членам школьного коллектива свободный доступ к гуманистичес􏰀ким ресурсам, воплощенных в книжных фондах, электронных изданиях и информационных сетях. Вместе с тем обеспечивается защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нрав􏰀ственного развития. Школьные библиотеки вооружают учащихся навыками самообразования, раз􏰀вивая воображение, память и критическое мышление. В школьные годы формируется гражданское и патриотическое самосознание личности, от которого зависит национальная безопасность стра􏰀ны. Школьные библиотеки располагают незаменимыми средствами для активного участия в этом педагогическом процессе.
Библиотека — пространство библиотечной педагогики
Библиотечная педагогика — особая отрасль педагогики, направленная на формирование познавательной активности и культурной идентичности учеников посредством чтения книг и мультимедийной ин􏰀 формации. Школьный библиотекарь как педагог формирует и закрепляет навыки обучения на протяжении всей жизни, культуру чтения и информационную культуру с целью социализации и ин􏰀 дивидуального развития личности, организует физическое пространство библиотеки, дружелюб􏰀 ное к читателям и удобное для самообразования и общения. В отличие от классно􏰀урочной дея􏰀тельности учителей􏰀-предметников педагогическая деятельность школьного библиотекаря не стандартизирована, исключает оперирование оценками и обеспечивает равенство возможностей для развития как сильных, так и слабых учеников.
Библиотека — помощник учителей и родителей
Школьные библиотекари заботятся об имидже своей библиотеки и доверии к ним учеников, учителей и родительской общественности. Школьные библиотекари помогают учителям. Они доводят до их сведения новые материалы и информацию по актуальным вопросам образования, по􏰀могают устанавливать межпредметные связи. Общаясь с родителями, школьные библиотека􏰀ри мотивируют их на поддержание традиций семейных чтений, укрепляющих духовное взаи􏰀мопонимание в семье.
Библиотека — центр культурно􏰀досугового общения
Школьные библиотеки предоставляют учителям и учащимся свои читальные залы и фонды открытого доступа для творческого общения, самообразования, кружков по интересам, диспутов и дис􏰀куссий по актуальным вопросам.
Библиотека — хранитель национального культурного наследия
Прошлое — ключ к будущему. Школьные библиотеки собирают, систематизируют, оцифровывают и про􏰀пагандируют литературные памятники истории и культуры России, которые помогают учащимся и учителям лучше понять прошлое, настоящее и будущее нашей страны и всего человечества. Школьные библиотеки готовят учеников к использованию ресурсов других библиотек.
Библиотека — для всех
Школьные библиотеки предоставляют свободный доступ к книжным и иным фондам в равной степени всем членам школьного сообщества, независимо от возраста, расы, пола, религии, граждан􏰀ства, языка профессионального или социального статуса. Особые услуги предоставляются тем, кто в силу ограниченных физических возможностей не может самостоятельно пользовать􏰀 ся библиотечными фондами и иными материалами, хранящимися в библиотеке.
Библиотечная политика
В качестве политических оснований практической деятельности школьные библиотеки опираются на «Манифест ЮНЕСКО о школьных библиотеках», «Декларацию прав ребенка», принятую ООН в 1959 г., «Декларацию о школьных библиотеках Международной ассоциации школьных библио􏰀тек», Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «Стратегия действий в инте􏰀ресах защиты детей на 2012􏰀2017 годы», декларации и манифесты Русской школьной библио􏰀течной ассоциации (РШБА).
Мы заявляем и торжественно подтверждаем свою приверженность гуманизации российских школь􏰀ных библиотек в условиях наступающего информационного общества.
Заполнено пунктов опроса 0 из 9

Комментариев нет:

Отправить комментарий