воскресенье, 10 марта 2024 г.

Как привить детям любовь к чтению?

 Не секрет, что сейчас подрастающее поколение не читает художественных книг. Проблема – снижение интереса к чтению – возникла не вчера. Все о ней наслышаны из средств массовой информации. Телевизор, компьютер, интернет, мобильная связь и другие новые гаджеты вытеснили чтение книг. Эта проблема вызывает тревогу во всем мире.

 Школьные учителя отмечают: из года в год уменьшается количество читающих детей, причем, чем старше ребенок, тем меньше он читает. Поэтому в старших классах из 30-35 учащихся, читающих детей всего двое-трое. Если раньше мы, учителя-словесники, сетовали на то, что дети не читают тексты художественных произведений, то сейчас некоторые из школьников не читают даже хрестоматию, учебник. В создавшихся условиях проблема пробуждения, развития у детей интереса к чтению как к уникальному, творческому виду деятельности и состоянию души, приобретает особо важное значение.

Как воспитать у детей потребность к чтению? Что делать родителям, чтобы их ребенок любил читать? Как сделать так, чтобы это было добровольно, а не из-под палки? Поэтому в этом материале речь пойдет о том, как привить детям любовь к чтению.

Устами подростков

Вначале я решила поговорить с представителями молодого поколения. Задала им несколько вопросов, на которые они дали честные ответы. Но раскрою секрет - это читающие ученики, они - участники многих школьных и городских литературных конкурсов.

Вопросы были такими:

1. С какого возраста вы читаете? Кто привил любовь к чтению?

2. Какие произведения вам нравятся из школьной программы?

3. Что любите читать?

4. Что посоветуете своим сверстникам, которые не читают книг?

Вадим Стромыло, ученик 11 «б» класса МОБУ СОШ №21, участник конкурса чтецов «Живая классика», призер муниципального фестиваля «Будь человеком»:

Стромыло Вадим

1. Читать книжки я стал сразу, как только научился читать, т.е. в первом классе. Классная руководительница начальных классов перед каждым уроком уделяла 5-10 минут, чтобы каждый ребенок читал. Поэтому я стал больше познавать - у меня была ещё историческая книга. Тогда и началась, хоть и не очень в то время еще большая, но любовь к чтению.

2. По курсу школьной программы не только младших, но и старших классов, иногда проявлялся особый интерес к каким-либо произведениям. Так получалось, что с содержанием некоторых произведений я знакомился еще задолго до того момента, когда мы их начинали изучать. Особый пример - Федор Достоевский. Необъяснимо меня к нему тянуло, прочитал сначала более легкие произведения - «Белые ночи», «Игрок». Потом начал ознакамливаться с более трудными для понимания для своих лет произведениями.

3. Не зря существует фраза "Век живи, век учись". Ведь и вправду, с помощью тех же книг мы узнаем много нового, возможно даже учимся через них, на чужих ошибках. А разве кому-то станет хуже, если он прочитает книги? У каждого, например, есть свои интересы, кто-то может заняться чтением исторических книг, а кто-то исследовательских. Я люблю читать русскую классику, наших известных писателей, особенно меня притягивает философский уклон, который присутствует как раз-таки у того же Ф. Достоевского. Нравится писатели и произведения, которые затрагивают духовную жизнь человека, его переживания, чувства и эмоции.

4. Своим сверстникам советую набираться жизненного опыта не только напрямую, через свою жизнь, но и черпая его через книги. Ведь начитанные люди могут легче в чем-то ориентироваться, уже имея знания в какой-либо сфере.

Влада Арефьева, выпускница 9 «а» класса МОБУ СОШ №21, победитель городского конкурса по чтению – 2022, призер Регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», республиканского чемпионата по чтению среди старшеклассников «Страница 22»:

Арефьева Влада

1. Читать я начала с класса первого. Примерно тогда появились читательские дневники, которые нужно было обязательно заполнять, а там, хочешь или не хочешь, читать приходится. Я бы не назвала кого-то конкретно - мою любовь к чтению сформировало множество факторов. Например, ваши уроки литературы, на которых было интересно, пара ютуб-каналов, авторы которых рассказывали о книгах, и это цепляло, хотелось прочитать что-то самостоятельно.

2. Из школьной программы мне нравятся многие произведения, например, "Мцыри" и "Герой нашего времени" Лермонтова, "Бедная Лиза" Карамзина,  "Преступление и наказание" Достоевского, "Гранатовый браслет" Куприна, "После бала" Толстого, а еще вся лирика Маяковского, просто потому что люблю этого поэта.

3. Мне нравятся, в основном ужасы, детективы, антиутопия, фэнтези. Обожаю мрачную и напряженную атмосферу, эти книги держат мое внимание до конца и погружают полностью в чтение. Конечно, бывают исключения, но, в основном, я читаю что-то мрачное.

4. Если дети не любят читать, то надо найти то, что их по-настоящему зацепит. По-моему, люди, не читающие книг совсем, просто никогда не встречали подходящую книгу, их знания о книгах заканчиваются уроками литературы. Но книг - великое множество, есть самые разные, нужно просто найти ту самую книгу, которую ты «проглотишь» за пару дней и останешься под впечатлением. Для подростков могу посоветовать начать с жанра янг адалт, а также с книг, посвящённых их любимым играм/аниме и т.д. В свое время я так и начала читать.

Катя Пестрякова, выпускница 9 «а» класса МОБУ СОШ №21, призер творческих работ «Счастье надо выстрадать», призер муниципального конкурса «Золотая литера-2022»:

1. Впервые я начала читать с 5 лет и привили мне любовь к чтению мои родители, за что я им очень благодарна.

2. Из школьной программы я предпочитаю русские романы, все же всем хочется пофантазировать о захватывающих приключениях главных героев, хотя некоторые иногда заканчиваются печально.

3. На досуге я люблю читать об исторических фактах, романы, комиксы и фэнтези.

4. Своим ровесникам я бы посоветовала книги из серии "Перси Джексон и Олимпийцы", "Хроники Нарнии", что-нибудь из иностранных романов – ранобэ, а также классику, которая научит жизни.

Мнение родителей

Проблема чтения волнует родителей также, как и учителей. Их я попросила рассмотреть проблему с другой стороны:

1. Как вы добились того, чтобы у вашего ребенка появилась любовь к чтению?

2. Каких успехов добился ваш ребенок, благодаря чтению книг?

3. Какие советы дали бы вы родителям по привитию чтения художественных книг?

Жанна Валентиновна Грекова, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС, мама Вадима Стромыло:

Грекова Ж

1. Я думаю, что самое главное - это личный пример. Ребёнок всему учится в семье, берет пример с родителей.  Надо много разговаривать, формировать интерес к познанию нового, в том числе через книги. Побольше ходить в книжные магазины. В нашей семье принято дарить книги на день рождения и детям, и взрослым. Книги передавались Вадиму по наследству от старших братьев. Мы с детьми подклеивали старые книги, ремонтировали их, вытирали пыль. В отпуске всегда ходим по книжным магазинам.

2. Наш сын рос застенчивым. Но, благодаря любви к книгам, чтению, стал участвовать в различных конкурсах чтецов, начиная с 5 класса. Можно сказать, раскрепостился. Сначала это было только участие, потом уже стал занимать призовые места.

3. Чтение формирует вдумчивое восприятие мира, учит философски относиться к жизни и, конечно, учит грамотности через зрительное восприятие текста. Естественно, обсуждение прочитанных книг также, как и кинофильмов.

Елена Владимировна Агафонова, главный специалист Министерства культуры и духовного развития РС (Я), мама Антона Агафонова, выпускника 9 «а» класса, призера муниципальных и республиканских конкурсов, призера муниципального этапа ВСОШ по литературе 2020 г.:

Е.В.Агафонова

1. Любовь к чтению у сына появилась с детства, путем чтения с ним совместных книг - сказок, рассказов. Сначала Антон любил слушать, а потом и читать вместе со мной и бабушкой.

2. Благодаря чтению книг, сын проявлял успехи с детства: принимал участие в разных мероприятиях -  детских утренниках и праздниках в качестве чтеца , хорошо общался со сверстниками и выступал в конкурсе песен среди детей. В школе сын, также с первого класса, принимает участие в конкурсах чтецов муниципального, регионального уровней, периодически занимая разные места или становясь призером, а также активно участвует в жизни школы.

3. Обращаясь к родителям, хотелось бы посоветовать им не заставлять читать и не ругать детей, а прививать интерес к чтению плавно, совместно работая с детьми - книжки с картинками, чтение по ролям и обсуждение прочитанного - это отличная практика. Но не все дети от природы любят читать, тогда их нужно заинтересовать подбором интересной литературы или чтением книг, к примеру, по понравившимся мультфильмам, а учить заданные стихи тоже лучше совместно.

Роль школьных библиотек

В школе большую роль по привитию навыков чтения учащимся играют, несомненно, библиотекари. Именно, благодаря тандему учителя начальных классов, учителя-русоведа и школьного библиотекаря, а также совместно проводимым мероприятиям у детей постепенно зарождается интерес сначала к книгам, затем - к писателям и его произведениям.

Я побеседовала с заведующей информационно-библиотечным культурным центром МОБУ СОШ №10 имени Д.Г. Новопашина, председателем Русской школьной библиотечной ассоциации Еленой Гусевской.

Е.В.Гусевская

- Реальная картина такова: конечно, дети стали читать гораздо меньше, в библиотеку обращаются реже. Все чтение крутится сейчас вокруг электронных книг или гаджетов. Они выбирают только ту информацию, которая им интересна, которую они считают для себя нужной и полезной. Что касается действительно умных книг, научно-познавательных, научно-популярных, художественных, хорошей высокой литературы, литературы современных писателей для подростков, которые чему-то учат, они, к сожалению, очень проигрывает сейчас, - говорит Елена Владимировна.  

Как привить любовь к чтению? На этот вопрос Елена Гусевская отправила мне ссылку на ее блог, в котором как раз и дается ответ на этот вопрос.

Вот что она пишет на своей странице:

«Конечно, я тоже много раз задавала себе этот вопрос, обсуждала эту важную проблему в кругу авторитетных педагогов, людей уважаемых, знающих и неравнодушных. И, конечно, как писатель и как родитель, сделала для себя несколько выводов, которыми позвольте с вами поделиться.
Главное в этом нелегком, но очень благодарном деле - поймать правильный возраст (где-то до 5 лет) и запечатлеть в сознании ребенка несколько понятий.
1. Все знают, что для малыша книга - это не кладовая знаний, а друг, которого можно взять с собой гулять, уложить рядом спать, обнять и не отпускать. Позвольте вашему малышу играть с книгой!
2. Сделайте так, чтобы в подсознании ребенка запечатлелся образ читающего взрослого, с книгой в руках.
Конечно, еще лучше, если это будут образы всех или многих "главных" людей в жизни малыша. Совсем здорово, если эти взрослые будут читать персонально ему. А как бывает зачастую? Малыш просит почитать ему, но взрослым некогда, много дел, нет времени, скучно, не любят читать детские книжки и т.д. и т.п. Малыш подрастает и уже взрослый (мама, папа и т.д.) просит своего ребенка почитать, но... Догадайтесь сами, что отвечает ребенок? Правильно, он повторяет слова взрослых, запечатленные в его сознании. К этому времени книга из друга превращается в учебник.
Точка. "Чтение-взахлеб" трансформируется в "чтение из-под-палки"!
3. Современные дети живут в прагматичном мире и очень быстро воспринимают эти правила игры, задавая недетские вопросы: "А зачем мне это нужно?".
Почему бы не донести до малышей уже в раннем детстве важность и главное - ПОЛЕЗНОСТЬ чтения? Тогда в более старшем возрасте не нужно будет их ни в чем убеждать. Они просто будут жить "В МИРЕ ЧТЕНИЯ ВНЕ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ!"

2476295

Елена Владимировна отмечает в нашем разговоре, что для того, чтобы привлечь читателей в библиотеку, нужно очень много работать.

- Всю свою жизнь я посвятила тому, чтобы дети приходили в библиотеку. На протяжении многих лет разрабатывала разные формы работы. Когда начинаешь задумываться над этим, реально, дети идут сюда с большим удовольствием.  Главное, надо любить свою работу и идти в ногу со временем.

Я начинала работать в школе № 3, которая расположена в Залоге. Применяли старые, советские формы работы, руководство чтением. И дети были совсем другие - читающие, ищущие. Что касается школы № 21, в которой я проработала много лет, дети, действительно, не оставляли библиотеку ни на минуту - бежали сюда на каждой перемене. Сейчас я год как работаю в 10-й школе - сразу виден поток детей, которые идут в школьную библиотеку, приходят по разным причинам: кто-то за книгой, кто-то пообщаться, кто-то спросить, а кто-то что-то узнать, расспросить о будущих мероприятиях.

Сейчас новая форма работы библиотек – ведение блогов. Блоги, которые я веду, пользуются спросом, их читают, смотрят, заходят на страничку. Дети видят себя на фотографиях, им это нравится.  Родители тоже любят, когда выкладываются фото- или видеоматериалы в сеть через разные формы. Это хорошо работает на количество подписчиков, а в конечном счете - на увеличении числа читателей.

Семейное чтение

Как видно из ответов респондентов, почти все указывают на роль семьи. Вот именно здесь может помочь семья и семейные традиции, одним из действенных способов которых может стать семейное чтение. Опыт подтверждает, что именно в раннем детстве мудрое слово сказки формирует представление ребенка о семейных отношениях, об оберегающих силах родных и самых близких людей.

Как родитель и как педагог, я глубоко убеждена, что чем раньше родители начнут читать ребенку книжки, приучать его к чтению, тем раньше у ребенка сформируется потребность к книге. В возрасте 3-4 лет ребенок очень внимательно рассматривает красочные рисунки, водит пальчиками по книжке, следит за речью взрослого. Став постарше, он уже сам приносит книжку, просит прочитать ее и здесь ни в коем случае нельзя отказывать ему. Лучший способ подготовить ребенка к самостоятельному чтению – каждый день читать ему вслух. Книжная речь является самой сложной формой речи. Ребенок должен научиться воспринимать книжную речь задолго до того, как сам узнает буквы, тогда ему легче будет понимать прочитанное. Понимание текста – одна из важнейших составляющих «читательской грамотности». Читая ребенку вслух, вы повышаете его шансы на успешную учебу в будущем.

1620063278 48 phonoteka org p foni detskie chtenie 58

Когда ребенок научится читать, нужно уметь предложить ему ту литературу, которая ему интересна и доступна. Тем более в нашем арсенале - богатство произведений русских писателей: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Филиппок», «Котенок» Л.Н. Толстого, басни И.А. Крылова, стихотворения о русской природе Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А также рассказы «Совесть» Аркадия Гайдара, «Живая шляпа» Николая Носова, веселые стихи  «Мой щенок» Сергея Михалкова, «Федорино горе» Корнея Чуковского, рассказы Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Николая Сладкова и многие другие, которые учат добру, справедливости, любви к братьям нашим меньшим.

В заключение хотелось бы сказать, что ребенок, который в детстве полюбил читать книги, сохранит эту любовь на протяжении всей жизни. Этот навык пригодится ему в дальнейшей учебе. Он со временем поймет, что настоящая литература является высоким искусством, что в ней собраны накопленные многими поколениями людей нравственные, эстетические, философские, социальные ценности. Ведь художественное слово обладает огромной силой воздействия на человека, оно воспитывает, призывает, будит чувства, заставляет мыслить.

Любовь МИХАЙЛОВА, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ №21

Фото предоставлено респондентами и из открытых интернет-источников

Газета "Ил Тумэн", 28 июля 2023 г.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий